Интернет против телеэкрана | Священник Андрей Елисеев | 30.09.2005 |
Восприняв европейскую культуру, Россия только прибавила колориту. Еще одной краской больше. Не случайно, что рьяный консерватор К. Леонтьев относился к петровским реформам весьма одобрительно. Ведь они усиливали цветущую сложность.
Любопытно, что именно Цари-«западники» более всего думали о простом русском народе. При Петре выходцам из низов был открыт доступ в дворянство. Крепостную зависимость усилили, но при этом усилили и зависимость дворян от Государства. Мобилизация.
А вот возьмем Екатерину II, которая тщилась доказать происхождение всех языков от русского и переименовывала фонтаны в водометы. При ней господам-аристократам было разрешено не служить, в то же время крестьян гнобили еще хуже, чем прежде. А в армии торговали десятками тысяч солдат (один только Потемкин присвоил себе целый рекрутский набор!).
После «матушки» Россией правил Павел I — «пруссак» и «мальтиец». И что же? Государь-«западник» попытался заставить всех дворян служить и серьезно облегчил положение крестьян (ограничение барщины, запрет продавать крестьян без земли и разделять семьи).
Любопытно, что разоблачители Петра — славянофилы-самобытники — находились под сильнейшим влиянием западной философии (гегельянство). И обществу они предлагали вполне себе западническую программу — отмену сословий, народ — источник власти. То есть были умеренными западниками. И, кстати, настоящее западничество началось тогда, когда с Запада стали импортировать не культуру и технологии, а уклад общественной жизни — капитализм. Как ни печально, но мощный импульс этому разрушительному процессу был дан в правление Царя-националиста — Александра III…
Может быть, излишнее внимание к внешним аспектам национальной самобытности отвлекает от созерцания ее внутренней сути?