Православие.Ru | Дарья Рощеня | 30.09.2005 |
Спонтанность как творческий повод
Всякий год каждая из секций Творческого Союза Художников докладывает о проделанной работе. «Свет немеркнущий» — общее название выставок иконописной секции, которая вот уже пятый год подряд представляет работы своих изографов.— По правде сказать, — поясняет председатель секции иконописи Николай Петрович Чибисов, — нынешняя выставка спонтанная, она получилась случайно. Нашей секции предложили в краткие сроки сделать выставку, буквально поставили перед фактом. Мы постарались, и вот представили на суд зрителей. Впрочем, так, наверное, и бывает с отчетными выставками.
— Конечно, здесь работы не все и не всех, — продолжает Николай Петрович, — только тех художников, которые откликнулись на предложение. Но они абсолютно разные. И стар и млад. Правда, дело здесь не в возрасте, все зависит от умения. Наконец, есть люди, которые вообще не принадлежат, не относятся к нашей секции. Мы пригласили, например, Григория Кузьмина. Он личный фотограф Патриарха, только ему доверено снимать Его Святейшество. У Кузьмина очень разные и интересные фотографии.
— Мы позвали художников, у которых в живописи присутствует религиозная тема. Честно говоря, это первый опыт, когда к экспозиции привлекаются фотографы, живописцы. И сделано это не потому, что мы боимся однообразия и сухости, просто мы хотим общения, хотим праздника. Ведь и выставка наша открылась под праздник Рождества Пресвятой Богородицы.
Спонтанность выставки очевидна. Скорее, это — мозаика непохожих работ. Иконопись в классическом и неклассическом ее понимании, в соответствии с канонами и вопреки им. Впрочем, это ничуть не умаляет достоинств самих работ.
Здесь собраны произведения как молодых художников, буквально только что вступивших в Союз, так и маститых мэтров. Чего стоит имя Александра Ивановича Чашкина.
— Взгляните, — предлагает иконописец Екатерина Ильинская, любезно согласившаяся рассказать о выставке, — Чашкин, он мастер. Он занимается стенописью, но даже его иконописные решения очень конкретны в своем византийском письме, в крупных формах. Посмотрите на «Спаса Нерукотворного», на образ Богородицы. Какой удивительно емкий рисунок, глубокие интересные лики, особенно у Спаса, какое духовное выражение!
Образы новомученников и мерные иконы
Любая выставка — это дыхание эпохи, отражение озабоченности современников, свидетельство острого интереса, внимания, любопытства к тем или иным аспектам жизни. Из разговора с иконописцем Екатериной Ильинской стало ясно, что частный интерес к иконописи возрождается. Все чаще иконописцы получают заказы на семейные и мерные иконы. Все больше интерес к традиции, которая имеет древние корни.Еще на Руси на рождение ребенка заказывалась «мерная икона», то есть написанная на доске в меру роста младенца. На таких иконах изображался святой, в честь которого младенец был крещен. Одна из таких икон работы мастерской Екатерины Ильинской представлена на выставке. Это двусюжетная икона, сложная по написанным образам, изумительная и тонкая по манере исполнения. На ней изображены Георгий Победоносец, в честь которого крещен был младенец, Кипрская икона Божьей Матери, праздновавшаяся в день рождения ребенка, а также святые покровители родителей — Андрей Эфесский и Ника Коринфская. «Мерные иконы — это всегда редкие образы, — говорит Екатерина. Их под кальку не сделаешь. А иконы с избранными святыми писать вдвойне сложнее. Это самые трудные образы для иконографии, потому что здесь приходится подбирать всех святых, искать их жития, описания того, как их изображали, и все это взвесить, построить, расположить по духовному рангу, не нарушая при этом принципов художественной композиции. Читая жизнеописание, мы понимаем, как надо изображать святого. Мучеников пишут в красных плащах, праведных отцов в монашеской одежде. Одежда святого говорит о том подвиге, который он совершили, и одежда его уже не земная, но неземная, как и лик, прославленный в Царствии Небесном. Очень важно знать жития, а у многих святых таковых нет. Это касается, например, новомучеников, иконы которых в нашей мастерской пишутся для храма Новомученников в Бутове. Никакой информации, кроме «родился, крестился, попал в лагерь, расстрел». Вот только что закончена икона новомученика Сергия Голощапова, написан образ святого Арефия Насонова, игуменьи Арсении Добронравовой. Еще святой новомученик Матфей Алоин, расстрелянный на Бутовском Полигоне. Эту икону у меня заказывали родственники Матфея Алоина, они же освящали образ в храме Новомученников и там же крестили правнука этого святого именем Матфей.
Иконопись — жанр, в котором авторская индивидуальность сведена до минимума, ограничена каноном и традицией. Выставка — лучшее доказательство того, что сдерживаясь, художник находит возможность высказаться.
— Иконописец старается выразить Слово Божие, а не свое какое-то «я», — убеждена Екатерина Ильинская, — но с другой стороны, духовный опыт мастера, его духовное познание и его чисто художественное умение, какие-то пристрастия к стилю, какие-то интересные находки всегда есть. Рука мастера просматривается. Хотя, безусловно, иконописец человек подневольный. Мы много работаем для храмов, и если мне батюшка говорит написать ту или иную икону вне моих пристрастий к стилю, пишу. Впрочем, бывают образцы, с художественной точки зрения не очень интересные. Согласитесь, что священник не обязан быть искусствоведом. Тогда возникает желание, сохраняя предложенный образец, внести в него какую-то живую изюминку, что-то исключительное, поискать образ. Бывает достаточно в цвете изменить подкладку, вроде и зеленый, как на образце, но другой. То, что приходится делать списки икон, меня лично ничуть не угнетает. Наоборот, пожалуй, если бы я работала только в свое удовольствие, то я никогда бы не повернулась, например, к иконе, на которую молился святой старец Серафим Саровский. Она написана в католическом живописном стиле, а я больше люблю русскую икону XV века, то есть совершенно иную традицию. Но у меня был заказ и, работая над таким нехарактерным для меня образом, я сделала для себя много открытий, как бы обучалась у того мастера, который образ писал. Вообще, для храма работать — это большая радость. К сожалению, не всегда хорошо платят, зато получаешь от этих работ другое, и награда эта во сто крат дороже. Это радость от того, что верующие приходят в храм и молятся на иконы.
Письмо без согласия и иконопись иглой
Есть, конечно, на выставке нечто, что может смутить православного верующего: несколько икон, которые великолепны с художественной точки зрения, но написаны не по канону. Так, например, редкий и удивительный по красоте образ «Спас Благое молчание», выполнен с вложением. Металлическая икона с глазурями находится как бы в обрамлении. Этот образ с довольно сложной иконографией распространен среди старообрядцев. Игорь Шуршаков, автор иконы, известен тем, что находит и берет очень редкие и подчас неканоничные образы, к которым относится, например, икона «Ты еси Иерей по чину Мельхиседекову». «Для Шуршакова важно, чтобы редкая иконография не пропала. В том, что он находит эти образы, есть свое особенное достоинство, вряд ли кто-то сейчас станет этим занимается», — считает Ильинская.Оговорка «иконы сделаны», здесь не случайна. Один из выставочных залов Творческого Союза Художников демонстрирует работы мастеров лицевого шитья. Особенно звучны иконы Михаила Мчедлишвили. Они необычны для того, кто знаком с традиционными принципами церковного шитья. Объемные, фактурные, наполненные воздухом и пространством, движением и цветом, они чрезвычайно интересны широким и глубоким осмыслением традиций и самобытностью. «Михаил более десяти лет вышивает иконы, — рассказывает о нем Екатерина Ильинская, — его работы всегда выделяются и запоминаются, прежде всего с художественной точки зрения, исключительными решениям». В настоящее время художник вышивает серию икон грузинских святых, одна из них — «Святой Иоанн Бетанский» — представлена на выставке.
Шитые иконы Лидии Чекуновой более консервативны; они строго каноничны. Ее работы — «Взыграние Младенца», «Феодоровская икона Богоматери», «Казанская икона Богоматери» — отличают высокий уровень мастерства, тонкая манера шитья стежок за стежком, близкие тона, лаконичность в украшении и глубокие образы. «Эта деликатность в цвете меня очень привлекает. Плоть на ее иконах выходит бестелесная. Глубокие, добрые, открытые, нежные лики необычайной красоты. И нужно понимать, что такие иконы вышиваются месяцами, а то и годами. Это же терпение нужно иметь равноангельское», — восхищается Екатерина Ильинская.
И я не могу не задать своей собеседнице вопрос о востребованности подобных икон и техник. На что она с улыбкой отвечает: «А где у нас искусство востребовано? Правда, сейчас просыпается интерес. Хотелось бы думать, что не иссякнет. К счастью, появилось общество православных меценатов, которые популяризируют такое явление, как домашняя, семейная, мерная икона. Они взялись за великое дело. Сдвинули его с мертвой точки. Потому как понятия и представления об иконе в общем-то нет, даже между нами, православными. Даже мы не всегда понимаем, что помимо полиграфической печати существуют, продолжают создаваться писанные на досках иконы. Что они доступны, недороги. Если сравнивать с какой-то бытовой техникой, которая есть у всех, то писанные иконы по цене вполне сопоставимы, а иногда даже и дешевле».
Неожиданный поворот в беседе обратил нас с собеседницей к совершенно иной, острой для сегодняшнего дня проблеме. Проблеме нелюбопытства и нашего плохого знакомства с православной культурой. Проистекающего у одних от до сих пор существующей стыдливости за свое Православие, у других — от сомнения в избранном пути. Наконец, мы до сих пор не научились понимать, что Православие — это как воздух. Перекрой доступ кислорода — и жизни нет!
Посмотреть иконы писанные, шитые, резные москвичи смогут до 2 октября в Выставочном Зале Творческого Союза Художников.
Адрес: Гоголевский бульвар, дом. 10, стр. 1. Вход свободный.
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/50 929 160 932