Русская линия
Страна.Ru Наталья Елисеева29.09.2005 

Единение церкви и государства закончилось расколом
В Кремле открывается экспозиция, посвященная взаимоотношениям царя Алексея Михайловича и патриарха Никона

В Московском Кремле состоялась «тройная» презентация: в историческом памятнике XVII века — Патриаршем дворце — в новом выставочном зале — Одностолпной палате — расположилась уникальная по экспонатам и редкая по красоте выставка «Премудрая двоица. Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон». К открытию интереснейшей экспозиции проурочено и издание новой книги-каталога, посвященной взаимоотношениям двух самых значимых фигур российской истории XVII столетия.

Открытие нового выставочного зала с экспозицией редчайших произведений декоративно-прикладного, ювелирного и изобразительного искусства и выход книги приурочены к 400-летию со дня рождения патриарха Никона и 360-летию вступления на престол Алексея Михайловича Романова. За годы общения царь и патриарх познали все — от дружбы до вражды и полного отторжения. Хронологические рамки выставки охватывают период с 1630 по 1670-е годы, при этом основное внимание сосредоточено на 1640−1650-х годах. На этот период приходятся наиболее насыщенные события в жизни Алексей Михайловича и Никона. Это было самое сложное десятилетие в многолетней истории их непростых отношений. В эти годы Алексей Михайлович венчался на царство, вступил в брак, родил наследника, закалился в боях с врагами, познал славу воинских побед. У Никона на эти годы пришлось восхождение по лестнице церковной иерархии от монаха Кожеозерского монастыря до патриарха и обратно вниз до полного низвержения.

Это десятилетие отмечено дружбой царя и патриарха, приведшей светскую и церковную власть к очевидным успехам во внешней политике, идеологии, церковной обрядности. Именно на это время приходятся такие значимые для истории России события, как разработка российского правового кодекса — Соборного Уложения 1649 года, воссоединение Украины с Россией, богослужебная реформа и унификация обрядов в соответствии с канонами греческой церкви. Именно в эти годы у царя Алексея Михайловича формируется представление об особой значимости царской власти не только в пределах России, но и для всего вселенского Православия. И, наконец, именно тогда патриарх Никон стал не только верховным иерархом Русской церкви, но и главным советником государя, который, по свидетельству одного из иностранных дипломатов, «без ведома патриарха не осмеливается ни созывать сенат, ни объявлять войну, ни налагать пошлины».

Ученые книжники XVII века называли царя и патриарха «премудрой двоицей», которая «в духе греко-византийской формулы „священства и царства“ стремилась к „симфонии“ духовной и светской властей». Став патриархом, Никон при активной поддержке своего царственного друга приступил к проведению церковной реформы, что проявилось в исправлении по греческим подлинникам богослужебных книг, унификации церковных обрядов и изменении по греческим образцам церковных облачений и предметов.

«Премудрая двоица», отличаясь полным взаимопониманием, разительно отличалась внешне. Алексей Михайлович, венчанный на царство 28 сентября 1645 года, был «среднего роста, с кроткой наружностью, с румянцем на щеках, с белокурыми волосами и голубыми глазами». По отзывам современников, он был «великодушен, милостив, одарен необыкновенными талантами и навычен многим философским наукам». Никон, ставший патриархом 25 июля 1652 года, наоборот, был человеком «высокого роста, крепкого, богатырского телосложения, с колоритным лицом», исключительно властный по натуре, обладающий неуемным темпераментом. Экспонируемые на выставке портреты полностью соответствуют этому описанию патриарха Никона, но белокурый царь Алексей представлен черноволосым мудрецом с восточными миндалевидными глазами, хотя в соседней витрине лежит овальный медальон с волосами царя Алексея цвета спелой пшеницы. Очевидно, что тяга к греко-византийским традициям, свойственная его царству, коснулась не только церковных книг и обрядов — соответствующие каноны применительно к внешности царственных особ были рекомендованы придворным живописцам.

Историки отмечают, что Никон так же ревностно вводил все греческое, как Петр Великий — все западное. Осуществлял патриарх свои нововведения достаточно жестко, не особенно прислушиваясь к возражениям противников реформ. По представлению Никона, «симфония» церкви и государства означала не столько их единение, сколько отчетливое главенство первой. Это была главная причина назревавшего конфликта патриарха с царем. Никон выступал за полную самостоятельность церкви как института, в то время как Алексей Михайлович рассчитывал с помощью церковных реформ продолжить процесс подчинения церкви светской власти.

Всевластие Никона продолжалось почти шесть лет и рухнуло в одночасье. В июле 1658 года Никон покинул патриарший престол, а по решению церковного Собора 1666 года был низложен и сослан в монастырь. Шесть лет патриаршества Никона, заявившего, что «Священство выше царства», привели православие к расколу. Царь Алексей Михайлович царствовал до 1676 года.

Разрыв отношений между царем Алексеем и патриархом Никоном и последующий церковный раскол до сих пор долгим эхом звучит в российской истории. По выражению патриарха Алексия II, «история XVII столетия дала нам урок, позволяя на живом примере убедиться, что имеющие различные природы Церковь и государство не могут и не должны сливаться в единое целое, „ибо порядок священства один, а порядок царства другой“, но сотрудничая, они должны и могут вместе трудиться во благо народа».

Выставка «Премудрая двоица» развернута в подлинной архитектурной среде Московского Кремля, а именно — в Одностолпной палате Патриаршего дворца, возведенного по заказу Никона в 1653 году. Патриарший дворец, не уступавший ни обликом, ни убранством царскому, подчеркивал исключительное положение Никона и поражал современников своим размахом и великолепием. В XVII веке в Одностолпной палате проходили парадные трапезы, устраивались торжественные приемы, а в советское время здесь были размещены общественные туалеты. В наши дни специалистами были проведены историко-архивные и натурные архитектурные и археологические исследования Патриаршего дворца, и в результате реставрационных работ восстановлен первоначальный вид палаты и даже обнаружены четыре камеры и две лестницы, расположенные внутри стен и заложенные в XIX веке кирпичом.

В умело обустроенном в Одностолпной палате выставочном зале специальный «холодный музейный свет» мягко освещает уникальные иконы — «Богоматерь Владимирскую», «Поклонение кресту», где можно увидеть семиконечный крест с предстоящими Константином и Еленой, царем Алексеем Михайловичем, царицей Марией Ильиничной и патриархом Никоном, трон, державу, бармы и саблю царя Алексея Михайловича, клобук и саккос «Коломенский» патриарха Никона, а также Соборное Уложение в ковчеге, шапку Мономаха, редкие книги, старинные рукописи, кубки, братины, часы и другие предметы царского обихода.

Выставка открывается 29 сентября и продлится до 22 января 2006 года. Для инвалидов предусмотрены специальные пандусы.

http://www.strana.ru/stories/04/12/08/3577/260 842.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru