Regnum | Протоиерей Димитрий Сидор | 29.09.2005 |
Конференция признает научно-обоснованной разработанную и принятую 25 сентября 2005 года Соймом Прикарпатской Руси Декларацию-платформу русинского движения. В её основу заложена идея сотрудничества органов государственной власти Украины и русинских культурно-национальных объединений в правовом решении признания русинского народа.
Содержание докладов и выступлений, состоявшихся в ходе конференции, устраняет многие „белые пятна“ этногенеза, истории, культуры и духовности русинского народа; ряд вопросов получил новую научно обоснованную интерпретацию.
Конференция констатировала существование русинской национально-культурной самобытности. Русины как национальность признаны во всех странах их проживания как коренного народа или как диаспоры. И только в Украине, вопреки ее Конституции, национальному законодательству и ратифицированным Верховной Радой Украины международным актам о правах человека, национальных и лингвистических меньшинств русинам отказано даже в праве на конституционное выражение своей национальной идентичности.
Были вскрыты методы и приемы фальсификации истории и культурной традиции русинов современной украинской антирусинской политологией и историографией в целях фабрикации ими псевдонаучных аргументов, используемых властными инстанциями Украины в качестве предлога для продолжения антигуманной политики игнорирования русинской этнической и культурной идентичности.
Физический геноцид времен первой мировой войны (в концлагерях Талергоф и Терезин), а, позже, игнорирование национальных прав русинского народа в советский период сегодня уступили место иному национально-культурному этноциду: политике Украины ликвидации русинского самосознания и национально-культурной самобытности русинов. Цель этой политики украинских властей очевидна — завершение насильственной ассимиляции славяно-русского народа, обладающего русинским самосознанием, исторической памятью, этнокультурной и языковой самобытностью.
Участники конференции осудили проводимую в Закарпатской области официальным Киевом (колонизаторскую по своей сути) кадровую политику, назначение на все политически значимые посты своих ставленников. Обладминистрация и дальше проводит курс на отчуждение принадлежащих русинам по международному праву природных богатств. В результате такой социально-экономической политики Киева резко увеличилась безработица среди русинов. В горных районах, она приобрела массовый характер и породила массовую эмиграцию, угрожающую существованию русинского народа. Трудоспособные русины вынуждены оставлять свои семьи, и отправляться на заработки за пределы родного края.
Участники конференции решили:
1. Объединить научные и духовно-национальные силы карпатских русинов для глубокого и всестороннего исследования вопросов социально-экономического развития Карпатской Руси, с целью сохранения, укрепления и развития этнокультурного богатства русинского народа.
2. Информировать украинскую и зарубежную общественность о целях, задачах и проблемах русинского движения, добиваться соблюдения его конституционных прав и демократических свобод.
3. Активнее использовать поддержку международной общественности, зарубежных научных русинских центров и авторитетных международных структур и правозащитных организаций, для достижения официального признания русинской национальности.
4. Обратиться в Организацию Объединенных Наций и другие международные организации по поводу инициирования процесса официального признания факта геноцида русинов в период первой мировой войны (в концлагерях Талергоф и Терезин в 1914—1918 гг.).
5. Руководству Сойма Подкарпатских Русинов, Научному Центру Русинистики возобновить выпуск газеты „Подкарпатская Русь“, журнала „Руснацький світ“ и других периодических русинских изданий.
6. Разрабатывать и дальше научные доказательства того, что Карпатская Русь, как колыбель восточной православной цивилизации, и доныне духовно, национально и культурно) подпитывает остальную Святую Русь. Несмотря на непризнание Украиной русинской национальности, народ Карпатской Руси и в таких недемократических условиях достойно выполняет свою историческую объединительную миссию, свидетельствуя о былом единстве Руси.
7. Обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, к блаженнейшему Владимиру, к епископу Мукачево-Ужгородскому Агапиту с просьбой о всецерковном прославлении всего Собора Карпато-Русинских Святых, и великого миссионера и духовного лидера карпато-русинов Алексия Кабалюка (1877−1947 гг.), который прославлен пока, как местночтимый карпато-русинский святой. А также просить святейшего Патриарха Сербского Павла и Синод о скорейшей канонизации бачванского (сербского) русина о. Гавриила Костельника.
8. Геноцид русинов Карпатской Руси (в 1914 г) и сегодняшнее антигуманное непризнание русинов в Украине порождает сочувствие и понимание справедливого требования представителей Всеславянского Собора, участников конференции, о страдании православного сербского народа и антигуманном характере дальнейшего содержания под стражей президента Югославии Слободана Милошевича».