Молодежь Эстонии | Евгений Ашихмин | 28.09.2005 |
Богатая на события история Нарвы связана не только с Эстонией, но и с Россией. В Воскресенском соборе этого приграничного города хранится икона «Явление Божией Матери в день Благовещения святому преподобному Серафиму, Саровскому Чудотворцу». Эта святыня дорога прихожанам как одна из первых икон, посвященных преподобному Серафиму, ведь она была написана монахинями Серафимо-Дивеевского монастыря к обретению мощей и прославлению Саровского чудотворца. Но икона дорога прихожанам еще и как память об императрице Марии Феодоровне (1847−1928) — супруге императора Александра III (1845−1894), похороненной в 1928 году в фамильной усыпальнице Датского Королевского Дома в Роскильде. Ее родителями были король Дании Христиан IX и королева Луиза, до принятия православия принцесса датская носила имя Мария-София-Фредерика-Дагмара. Первенец Марии Феодоровны и Александра III — Николай, будущий российский император Николай II.
В России ведется подготовка к перезахоронению Марии Феодоровны — единственной коронованной особы, которой удалось остаться в живых после революции. Детали церемонии согласовываются на уровне руководства России, Дании и Русской Православной Церкви. Предполагается, что прах императрицы прибудет из Дании в Санкт-Петербург в сентябре будущего года военным кораблем. Все будет обставлено торжественно как возвращение Ее Величества, церемония приурочена к 140-й годовщине прибытия юной принцессы Дагмары в Россию для заключения брака с цесаревичем Александром Александровичем.
Вернемся в Нарву. Хранящийся в Воскресенском соборе святой образ был подарен царице Марии Феодоровне Романовой сестрами Серафимо-Дивеевского монастыря. На иконе есть дарственная надпись: «1903 год. Государыне Императрице Марии Феодоровне от игумении Марии Серафимо-Дивеева монастыря». Образ этот выполнен монахинями в канун прославления преподобного Серафима в июле-августе 1903 года. В этом же году в числе других икона была преподнесена царской семье на Саровских торжествах. Добавим, что ранее, 5 августа 1890 года, император Александр III и его супруга участвовали в закладке первого камня в основание Нарвского Воскресенского храма, который строился для рабочих Кренгольмской мануфактуры.
На иконе изображены Богородица со святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом в окружении ангелов и двенадцати святых мучениц, явившихся преклонившему колени великому Саровскому старцу. Фон на иконе украшен орнаментом и вызолочен. Обратная сторона иконы обтянута красным бархатом, на котором читается упомянутая дарственная надпись, выведенная аккуратно игуменьей Марией.
Итак, ровно через год, в сентябре 2006 года, в России пройдет перезахоронение останков матери последнего российского императора Николая II. Прах будет доставлен из датской королевской усыпальницы в Роскильде в Петропавловский собор Санкт-Петербурга, императрицу похоронят рядом с супругом императором Александром III. К этому событию прихожане Воскресенского собора готовят подарок — копию святой иконы «Явление Божией Матери…», которую они хотят преподнести родственникам приснопамятной императрицы — королеве Дании и главе Императорского Дома князю Николаю Романову.
Почему же икона оказалась в эстонской Нарве? Ссылаясь на приходское предание, диакон собора Андрей Килин говорит, что Мария Феодоровна, помнившая о Нарве и о Воскресенском храме, после прославления в 1903 году любимого православными народами Российской Империи святого старца Серафима распорядилась передать икону в Нарвскую церковь — как благословение подвижника и избраннника Божия. Но отец диакон также говорит, что, согласно другим источникам, икона «Явление Божией Матери…» была подарена императрицей настоятелю Воскресенского собора протоиерею Иоанну Стратановичу — участнику Русско-японской войны, до революции служившему в Дворцовой церкви в Гатчине. (Отец Иоанн скончался в 1951 году и погребен в Псково-Печорском монастыре.) Император с супругой чаще всего жили именно в Гатчине. Мария Феодоровна исповедывалась отцу Иоанну, почитала этого священника. Подаренный императрицей образ со времени настоятельства отца Иоанна, с 1950 года, всегда пребывал в Воскресенском соборе. В любом случае православные Нарвы считают эту икону даром императрицы Воскресенскому храму, а о почитании нарвитянами Саровского чудотворца говорит то, что нижний придел Воскресенского собора освящен во имя святого преподобного Серафима. В Воскресенском соборе есть еще икона преподобного Серафима, она с царским вензелем, значит, икона могла принадлежать царской семье. Приход выкупил этот образ в антикварном магазине в Таллинне.
В советские годы священнослужители скрывали икону «Явление Божией Матери…» от посторонних глаз, ведь она свидетельствовала о царском прошлом России и была «неполиткорректна». Сейчас по благословению настоятеля собора священника Николая Терентьева ведется реставрация иконы, а также изготовление деревянного киота к ней. Работы предполагается завершить до памятного дня перенесения останков Марии Феодоровны. Приход Воскресенского собора обращается ко всем добрым людям с просьбой о посильной помощи в содействии при реставрации иконы и изготовлении киота.
Мария Феодоровна — единственная русская императрица, чей прах покоится вне России. Она прожила 81 год, из них 52 — в России. 20 октября 1894 года в Ливадии на руках у государыни скончался ее муж — император Александр III. Она испытала большие потрясения, особенно в 1917—1920 годы, когда после отречения сына от престола, простившись с ним, как оказалось — навсегда, уехала в Крым. Одно за другим поступают известия о гибели сына Михаила, всей семьи Николая и других Романовых. В апреле 1919 года вдовствующая императрица с дочерьми Ксенией и Ольгой навсегда покидает Россию на борту британского крейсера «Марлборо». Затем она поселилась в Копенгагене у племянника короля Христиана X. Тяжело встретив весть о гибели царской семьи, она долгое время продолжала верить, что ее сын Николай II и его семья «чудодейственным способом» спасены. Она запретила ближним ей людям служить панихиды по членам царской семьи. В России императрицу Марию Феодоровну уважали за доброту и благородство, за благотворительность и неустанную заботу о людях.
* * *
Редакция «Молодежи Эстонии» благодарит настоятеля Воскресенского собора иерея Николая Терентьева и диакона Андрея Килина за предоставленные материалы по истории столь значимой для прихода реликвии.