Русская линия
Независимая газета Станислав Минин,
Александр Петров
23.09.2005 

Епископ на цхинвальском параде
В Грузии возмущены участием иерарха Русской Церкви в праздновании Дня независимости Южной Осетии

В среду Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II направил Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II письмо. Предстоятель Грузинской Церкви возмущен присутствием епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана в Цхинвали на праздновании Дня независимости Южной Осетии. По словам Илии II, сам факт участия епископа Феофана в параде в Цхинвали вызвал возмущение не только в кругах верующих и священнослужителей в Грузии, но и у всего населения республики.

Католикос подчеркнул, что территория Цхинвальского региона является одной из епархий Грузинской Православной Церкви и посещение ставропольским иерархом празднеств может рассматриваться как «грубое нарушение церковного права».

Епископ Феофан присутствовал на светском мероприятии, организованном властями непризнанной республики. Празднование Дня независимости Южной Осетии в Тбилиси считают провокационным актом, а приглашение представителя российского православия — выражением желания руководства непризнанной республики войти в состав России.

Во время поездки в Цхинвали епископ Феофан произнес слова, которые должны были особенно насторожить Грузинскую Православную Церковь, активно поддерживающую политический курс Михаила Саакашвили. Епископ сказал, что «осетины Южной и Северной Осетии — один народ» и назвал естественным явлением их стремление к объединению. В сложной ситуации, установившейся в российско-грузинских отношениях, подобные заявления сразу же приобретают политическую окраску.

При этом Илия II в своем письме фактически не проводит никакого разделения между политическими и церковными интересами Грузии. По его словам, посещение иерархами Русской Православной Церкви Цхинвали вносит дополнительную напряженность прежде всего в межгосударственные отношения Грузии и России.

Между тем все попытки «НГ» связаться с представителями Московского Патриархата и самим епископом Феофаном (Ашурковым) так и не увенчались успехом. В Отделе внешних церковных связей МП комментировать конфликтную ситуацию отказались.

Стоит отметить, что Илия II в 1990 году выступил с обращением, крайне негативно воспринятым как в Южной Осетии, так и в Абхазии. Католикос назвал убийство грузин «преступлением против Бога и нации», что рассматривалось в непризнанных республиках как «благословение» убийства осетин и абхазцев.

После событий 1989−1992 годов православные иерархи Южной Осетии прекратили общение с Грузинской Православной Церковью, поддержавшей президента Звиада Гамсахурдиа, и образовали самостоятельную Аланскую (Цхинвальскую) епархию. Епархия до сих пор не признана ни одной из Поместных Церквей, но ее существование постоянно делает актуальной проблему спорных канонических территорий между Московским Патриархатом и Грузинской Православной Церковью.

В Грузинской Патриархии настаивают на том, что канонические территории Поместных Православных Церквей должны оставаться неизменными и епархии других Церквей могут действовать на канонической территории Грузинской Церкви только по благословению Католикоса. Русская Православная Церковь не намерена решать проблему православных Южной Осетии без участия Грузинской Церкви, и все просьбы южноосетинского духовенства принять их в юрисдикцию РПЦ были проигнорированы. При этом многие осетины получают духовное образование в России, а по благословению Алексия II в Москве было открыто Аланское подворье, окормляющее православных осетин в столице.

Русская Православная Церковь тоже не остается в стороне и от собственно политических процессов в регионе. Патриарх Алексий II в 2004 году призвал стороны, участвующие в военном конфликте в Южной Осетии, сложить оружие. В Грузинской Православной Церкви эти слова восприняли как вмешательство Московского Патриархата в дела суверенного государства. С грузинской стороны также прозвучали заявления о том, что Русская Православная Церковь способствует распространению антигрузинских настроений в Южной Осетии.

Надо заметить, что в этой непростой ситуации Московский Патриархат предпочитает занимать выжидательную позицию, предоставляя решающее слово не церковным дипломатам, а политикам.

http://www.ng.ru/cis/2005−09−23/5_episkop.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru