Русская линия
Патриархия.RuМитрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)23.09.2005 

Опыт Церкви в формировании личности
Выступление митрополита Калужского и Боровского Климента на открытии VIII епархиальных Образовавтельных Богородично-Рождественских чтений (Обнинск, 22 сентября)

Приветствую всех участников и гостей VIII Богородично-Рождественских образовательных чтений. Традиционно они начинают свою работу после праздника Рождества Пресвятой Богородицы, и я поздравляю вас с этим праздником. В этом году он по особому отмечается, ибо в эти дни исполняется 625-летие Куликовской битвы. Тогда, на поле Куликовом, началось собирание и строительство российского государства. В этой связи и наша работа приобретает особой оттенок актуальности. Не только тема Чтений, но и поставленная задача обращена не к прошлому, а к созиданию будущего нашего Отечества.

В Священном Писании говорится, что у человека только два пути — путь жизни и путь смерти (Иер. 21, 8). Путь жизни, это путь жертвенности, основанный на любви к Богу и ближнему. Его явил Господь наш Иисус Христос в дни Своей земной жизни. Второй, противоположный ему, путь сомацентричности человека с неограниченными запросами. Такой человек выступает как потребитель, не имеющий нехристианского самосознание. Он живет вне Христа, поскольку замкнут на себе, на своих потребностях. Такой человек чужд жертвенности, отрицает самоограничение и христианский подвиг, поэтому даже в области духовной он остается на позициях потребителя. Церковь воспринимается им не как таинственное Тело Христово, но как некая «служба» по религиозному обслуживанию населения. Если потребитель становится членом приходской общины, то и внутри Церкви он стремится установить рыночные отношения.

Политические и социальные изменения в нашей стране, происшедшие в конце ХХ века, коренным образом повлияли на жизнь российского общества. Утратив за годы советской власти духовность, наши сограждане, особенно молодежь, в большинстве своем утверждаются в потребительском восприятии жизни. Формированию такого сознания способствуют: и семья, и государственная система образования, и средства массовой информации. По этой причине большинство людей, несмотря на то, что они крещены в Церкви и считают себя православными, не усваивают спасение, совершенное Христом. Ведь потребитель глух к Евангельскому призыву и неспособен к духовному преображению из-за расслабления всех сил души, порабощения их телесным потребностям.

Основная задача Церкви — спасение людей. Эта задача реализуется Церковью через формирование личности богоподобной, т. е. свободной от греха, ибо неправедные Царства Божия не наследуют (1. Кор. 6, 9), и духовно гармоничной, преумножившей в себе данные Богом таланты. Условием для этого в равной мере являются произволение человека и действие Божией благодати. При этом, важное значение имеет устремление самого человека ко Христу. Церковь же, с одной стороны, создает условия для духовного пробуждения человека, с другой стороны, является проводником благодати Святого Духа через таинства и участие в соборной молитве.

Таким образом, спасение человека совершается в Церкви, и вне Церкви нет спасения. Оно совершается через постепенное и постоянное вхождение человека в область Божественной (святой) жизни, через совершенствование в добре (развития в себе добра). Это должно происходить независимо от возраста человека. Наилучшее время для формирования личности — это детство и юношеские годы. Именно в этом возрасте человеческая личность пластична, восприимчива и подвижна в своем развитии. «Какова невозделанная земля, такова и юность, оставленная в небрежении: она произращает много терний», — писал свт. Иоанн Златоуст. Ребенок активно познает мир, и в этом познании он одинаково открыт и для добра, и для зла. Он еще не утвердился в добре, но он и не укоренился в грехе, и, совершая недолжный поступок, испытывает мучения совести. Мир же чаще склоняет его на недобрые поступки. Постоянно совершаемое зло постепенно заглушает в нем голос совести, особенно если оно облечено в увлекательную форму, например, компьютерной игры. В таком случае сочувствие греху, сознание его правомерности и даже необходимости, желание совершать его в реальной жизни не встречает внутренних препятствий. Поэтому ребенку, особенно живущему в современном мире, пропагандирующем грех и настраивающем личность на эгоистическую самоизоляцию, необходимо иметь духовно-нравственный иммунитет против зла.

Этот иммунитет человек приобретает в Церкви, где он опытно познает путь духовной жизни и борьбы с грехом. Зная с детства различие добра и зла и умея устоять в добре, он, если и встречается с соблазном губительных пороков, широко распространенным в нашем обществе — алкоголизмом, наркоманией, распущенностью, может сказать нет им. Тот же подросток и молодой человек, который не знаком с элементарными понятиями Православия, принимает порок как моду, и совершает его.

В юношестве заложено стремление к идеалу, но если его не утолить, то человек может дойти до отчаяния. Равно и подмена истинных идеалов ложными, осознанная рано или поздно, приводит человека в состояние глубокого и мучительного разочарования. Истинные духовные и нравственные идеалы, заложенные с детства, а в юношеском возрасте осознанные и воспринятые волей, становятся стержнем личности, благодатной почвой для развития евангельских добродетелей и гражданственности. Ибо проявлением любви к Богу является любовь к Его творению, к созданному Им миру — как земному Отечеству, так и Небесному. Только эта любовь, побеждая эгоизм, влечет к подвигу ради блага Родины и ради соединения с Богом в Его Царствии.

Преподобный Иринарх Ростовский Затворник жил в Смутное время. Однажды польский воевода пришел в келью старца, который в тяжелых веригах неисходно пребывал в своей келье, и на ответ преподобного о том, что он молится за российского царя, сказал: «Ты, старец изменник, ни в нашего короля, ни в Дмитрия не веруешь!». Но старец отвечал: «Вашего меча тленного я не боюсь, и веры своей в российского царя не изменю; если ты меня за это посечешь, то потерплю это с радостью; не много во мне крови для тебя, а у моего живого Бога есть такой меч, который посечет вас невидимо, а души ваши пошлет в муку вечную!». Такой вере преподобного удивлялись многие иноземные князья, слышавшие твердые ответы старца. И ни один из них не причинил ему зла, и даже монастырь, в котором он подвизался вблизи города Ростова, оставляли невредимым. Преподобный же на борьбу с иноземцами не раз благословлял русские войска, в том числе князя Дмитрия Михайловича Пожарского и посадского человека Косьму Минина.

Воспитание детей и юношества одна из основных задач Церкви с древних времен, причем еще в первые века христианства под ним подразумевалось, прежде всего, наставление в христианской вере и благочестии. Апостол Павел писал, что родители должны воспитывать своих детей в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4). Одновременно, с древних времен Церковь рекомендовала, чтобы воспитанием молодежи занимались умудренные жизненным опытом и духовно зрелые люди. Говоря о старицах, апостол Павел указывает, чтобы они учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми (Тит. 2, 3−5).

В России особое внимание обучению детей основам веры и православным нормам жизни уделял свт. Гурий — первый архиепископ Казани. Чтобы укрепить в новопросвещенном народе духовные начала жизни, он заботился об устроении при монастырях школ, в которых духовноопытные иноки обучали грамоте и закону Божию подрастающее поколение.

Этой же практике следовал и апостол Сибири и Аляски свт. Иннокентий. На собственной практике он доказал плодотворность соединения христианского учения и духовно-нравственного становления личности. Его опыт применялся многими последующими поколениями православных миссионеров, которые через обучение детей основам православной веры и нравственности обращали в Православие целые народы. С этой целью создавалась письменность для местных народов, и на их язык переводилась духовная литература. Причем, миссионер не искоренял народные традиции, если они не противоречили евангельским заповедям, придавал христианский смысл. Именно Православие помогло сохраниться малым народам Аляски от полного вымирания в условиях ее активной американизации во времена золотой лихорадки. Многие более многочисленные племена коренных народов Америки полностью растворились в американской цивилизации, а на Аляске до сегодняшнего дня стоят православные храмы, в которых местные народы — алеуты, эскимосы, индейцы совершают богослужения на своем родном языке, крестят своих детей и гордятся тем, что они православные.

В процессе формирования личности изучение основ веры и умение устроить свою жизнь в соответствии с ними одинаково необходимы. Без изучения основ веры, без постижения смысла Православного учения, сама вера теряет жизненную силу, мировоззрение сужается до правил поведения, культура вырождается в мертвую традицию. Отсутствие опыта жизни по вере и подвига евангельского доброделания превращает христианство в схоластику.

Поэтому образование — возвращение личности образа Божия объединяет в себе как сообщение знаний, в том числе, обязательно — вероучительных, нравственных, церковно-исторических, так и привитие евангельских норм жизни и поведения. В этом процессе особую роль имеет наше историческое наследие. Именно в церковной истории и на примерах жизнеописаний святых просто и ясно, с особой отчетливостью и привлекательностью выступают истины Православия. Они в полной мере способны удовлетворить юношеский максимализм, его стремление к идеалу и жажду Истины.

Посмотрите, ведь история Соединенных Штатов не имеет примеров, когда американский народ спасал мир. Но американская массовая культура изобилует различными фантазиями и псевдоисторическими проекциями на эту тему. Есть множество фильмов, например, в которых именно американцы побеждают всемирную угрозу — будь то пришельцы из космоса, техногенные мутанты и т. п. Несмотря на нереальность сюжета, они навязывают сознание величия и могущества Америки. История России, наоборот, неоднократно являет собой реальный жертвенный подвиг ее народа в борьбе за свободу народов других стран. Это и Великая Отечественная война 1941−1945 гг., которая завершилась поражением мирового фашизма, это и Отечественная война 1812 г., завершившаяся освобождением европейских государств, и Балканская освободительная операция, давшая свободу братским православным народам ценою тысяч жизней российских солдат и офицеров.

Это даже период татаро-монгольского ига, когда в течение почти трех веков народы, населявшие нашу страну, были преградой на пути жестокого завоевателя. В это время своей болью и унижением они платили за свободное развитие западноевропейских стран. Я только что вернулся с Куликова поля, где 625 лет назад была одержана первая победа над Ордой, и хочу особо подчеркнуть, что освобождение от ханского гнета досталось нашим предкам очень дорогой ценой, но они не прибегли к помощи западного мира, а твердо уповали на помощь Божию и молитвы святых. Почему сама борьба за освобождение от татаро-монгольского ига стала для них объединяющей и самоопределяющей силой, мощным импульсом в становлении единого народа и единого государства на основании единой веры, единой культуры и единого народного самосознания.

И это не единственный пример в отечественной истории, когда верность Православию консолидировала все здоровые силы общества и выступала определяющим фактором в позитивном развитии России. В этом году мы впервые будем отмечать 4 ноября государственный праздник День народного единства, когда была освобождена Москва от иноземцев, при этом было явлено заступничество Пресвятой Богородицы. Это событие сыграло решающую роль в судьбе России, и мы должны донести до наших детей, до молодого поколения россиян, значение и духовный смысл подвига наших предков, сумевших выстоять в тяжелейших испытаниях, сохранить государство и свою православную веру. Ведь именно Церковь тогда призвала к объединению разрозненные силы народа и вступить в борьбу за независимость Отечества.

Сегодня заново рождающаяся Россия должна вновь обрести свои духовные силы. Для этого надо не только признать историческую роль Православной Церкви в становлении и развитии Российского государства, но и применить ее опыт для того, чтобы Россия продолжила свое существование как суверенная страна с самобытной культурой и сильным народом. Молодое поколение должно знать веру отцов, должно не бояться быть православными, обрести веру в Бога и научиться жить по вере.

http://www.patriarchia.ru/db/text/41 330.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика