Русская линия
Парламентская газета Валерий Руденко22.09.2005 

Так от века было на Руси

На Куликовом поле состоялся исторический праздник, посвящённый 625-летию победы ратников Дмитрия Донского над ордой Мамая. «Вступились обе силы великие на бой, и была брань и сеча зла зело, и лилась кровь, как вода, и пало мёртвых бесчисленно», — свидетельствовал летописец об этом крупнейшем сражении.

И не случайна традиция, заложенная еще в XIX веке, — в годовщину битвы служить в храмах Первого поля ратной славы России Божественную литургию и панихиду по вождям и воинам, павшим за Отечество во все времена. В этом году на нее собралось как никогда много людей — храм-памятник Сергия Радонежского не смог вместить всех желающих помолиться за доблестных предков наших и продолжателей святого дела защиты Отечества.

Церковное богослужение продолжилось под колокольный звон шествием к памятнику Дмитрию Донскому, который еще в 1850 году на народные пожертвования поставили на Красном Холме, знаменуя «то место, на котором освобождена и прославлена Россия». Народная память о Куликовской битве соединила имя великого князя Дмитрия Донского с именем преподобного Сергия Радонежского, — сказано в приветствии Председателя Госдумы Бориса Грызлова, которое прозвучало на митинге в честь юбилея. — Эти два святых для нашей истории имени символизируют неразрывную связь ратного и духовного подвигов. Ничто великое невозможно без духовной, нравственной составляющей. Так от века было на Руси. От всех нас зависит, чтобы так было всегда".

Своеобразной иллюстрацией к этим словам стала выставка современных вооружений, которые разработаны и выпускаются на тульской земле. Впервые на Куликовом поле были представлены реактивные системы залпового огня «Град», «Смерч» и «Ураган», созданные научно-производственным предприятием «Сплав», морские ракетно-артиллерийские комплексы работы «Туламашзавода», высокоточное вооружение производства Конструкторского бюро приборостроения. Грозная боевая техника привлекла не только ребятишек, облепивших машины со всех сторон, но и вполне взрослых ратников в кольчугах, с мечами на перевязи — членов военно-исторических клубов, Всероссийский фестиваль которых проходил в эти дни на поле Куликовом. В ходе праздника они, что называется, вживую продемонстрировали всем, как могло выглядеть историческое сражение — около тысячи воинов в боевом снаряжении Средневековья сошлись в жестокой «сече» под выстрелы старинных пушек, шум этого «сражения» был слышен далеко окрест.

Помятые шлемы и доспехи, пробитые щиты и сломанные сабли — все в этом сражении было почти как на самом деле. Даже раненые: одному в горячке боя рассекли бровь, другому досталось по пальцам — в ходе сражения потерял боевую рукавицу, но из схватки не вышел и продолжал биться. Впрочем, серьезных травм не было, заверил заместитель директора Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Николай Травин.

«Священным алтарем Отечества нашего» назвал Куликово поле архиепископ Тульский и Белевский Алексий. И ведь действительно — алтарь, на который многие тысячи жизней возложены и в Куликовской битве, и в последующие времена. В Отечественную войну 1812 года на Куликовом поле был сформирован 3-й казачий полк Тульского ополчения, отличившийся при взятии Данцига. В Крымскую войну 1853−1856 гг. уроженцы Куликова поля в составе 90-й Епифанской дружины государственного ополчения мужественно обороняли Севастополь. На полях Маньчжурии в русско-японской войне 1904−1905 гг. покрыли себя славой в сражениях при Сандепу и Мукдене пехотинцы 220-го Епифанского полка, а в Первую мировую в боях за Восточную Пруссию героизм проявил 217-й Епифанский пехотный полк. Во время Великой Отечественной войны осенью и зимой 1941 года части армий генералов Голикова и Попова отступили было под натиском танков Гудериана, но уже через десять дней на Первом поле ратной славы России враг был отброшен

В этот день на Красном Холме проходила традиционная ярмарка. Мастера народных промыслов со всей Центральной России выставили в торговых рядах свои работы — кованые розы и подковы на счастье, расписную керамику и тонкие кружева, вышивку и картины, щедро украшенные резьбой деревянные шкатулки и кухонную утварь На нескольких сценических площадках выступали фольклорные коллективы, самодеятельные и профессиональные артисты. До самого конца дня гулял и веселился народ, а вечером в храме Сергия Радонежского началось Всенощное бдение. Это тоже возвращенная после почти векового безверия советских лет традиция — и в радости, и в горе обращаться к Богу, как это делали предки наши

http://www.pnp.ru/archive/17 830 135.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru