Русская линия
НГ-Религии Станислав Минин22.09.2005 

Традиционалисты и Ватикан: шаг к примирению?
Раскольники попросили Бенедикта XVI об аудиенции

Второй Ватиканский Собор (1962−1965) стал центральным событием в современной истории Римско-Католической Церкви. Принятые в духе так называемого «аджорнаменто» («обновления») основные решения Собора во многом определили и продолжают определять политику Святого Престола в отношении светского общества, а также других христианских конфессий и религий.

Папа Бенедикт XVI сегодня достаточно нарочито подчеркивает свою приверженность «духу Собора». При этом «модернизм» соборных решений уже в 60-е годы XX века столкнулся с неоднозначной оценкой внутри Католической Церкви. Одним из наиболее влиятельных иерархов, выступивших против новой социальной и экуменической доктрины Святого Престола, стал архиепископ Марсель Лефевр.

Архиепископ Лефевр вошел в состав Центральной подготовительной комиссии Второго Ватиканского Собора на правах главы Конференции католических епископов Западной Африки. Уже в ходе Собора в 1962 году он возглавил фракцию традиционалистов Coetus Internationalis Patrum, выступившую с решительным осуждением либеральных и модернистских тенденций: экуменизма, коллегиального (соборного) принципа управления Церковью, принятия положения о правах человека.

Фракция объединяла свыше 250 иерархов, однако консервативное крыло участников Собора во главе с секретарем Конгрегации Священной канцелярии (бывшей инквизиции) кардиналом Альфредо Оттавиани не решилось опереться на Лефевра и его сподвижников. Дело в том, что идеи «модернистов», возглавляемых кардиналом Беа, пользовались одобрением как Иоанна XXIII, так и Павла VI, и поддержка традиционалистов могла быть воспринята как «антипапская» позиция.

Формально оставаясь советником Конгрегации Пропаганды веры, не принявший послесоборных реформ, Лефевр в конце 60-х фактически отошел от дел в Римской курии и основал во Фрибургской епархии в Швейцарии Священническое Братство святого Пия X, объединяющее католиков-консерваторов. При этом Братстве была создана своя семинария. Позиция Лефевра в отношении нового курса Церкви была далека от лояльности. В частности, он довольно резко высказался о посещении Иоанном Павлом II синагоги в Риме (13 апреля 1986 г.), а также об организованной Святым Престолом молитвы за мир представителей всех религий в Ассизи (27 октября 1986 г.). Несмотря на это, Ватикан не спешил применять репрессивные меры в отношении Братства и даже пытался наладить диалог с традиционалистами.

Фактический раскол произошел только в 1988 году, когда в Швейцарии архиепископ Лефевр вместе с бразильским епископом Антонио де Кастро Майером без санкции Рима совершил посвящение четырех епископов. Следует заметить, что несанкционированное посвящение было произведено несмотря на то, что в мае того же года Марсель Лефевр и глава Конгрегации по делам вероучения кардинал Йозеф Ратцингер подписали примирительный протокол. Рим жестко отреагировал на действия архиепископа-консерватора: Иоанн Павел II отлучил Лефевра, де Кастро Майера, а также епископов Бернара Фелле, Уильяма Ричардсона, Альфонсо де Галаретту и Бернара Тиссье де Маллере от Церкви. При этом часть священников-традиционалистов, не признавшая новых епископских посвящений, вышла из Братства Святого Пия и создала собственную общину — Братство Святого Петра, в настоящее время находящееся под опекой Папской Комиссии Ecclesia Dei.

Раскол в Католической Церкви сохраняется по сей день, и ни Иоанн Павел II, ни Бенедикт XVI не сняли отлучения с раскольников. Однако в последние годы Ватикан и опальные традиционалисты все-таки взяли курс на сближение. Согласно заявлению епископа Ричарда Уильямсона, 29 сентября текущего года в Риме Папа Бенедикт XVI даст аудиенцию нынешнему главе Братства Святого Пия X Бернару Фелле. По словам Уильямсона, сами раскольники обратились к Ватикану с просьбой об организации встречи, которая может стать поворотным пунктом в процессе восстановления церковного единства.

Важно подчеркнуть, что одним из основных положений Второго Ватиканского Собора, вызвавших полное неприятие в среде традиционалистов, стали изменения в чине католической литургии, закрепленные в качестве обязательных Апостольской конституцией Павла VI «Missale Romanum» в 1969 году. Так называемую Ватиканскую мессу в отличие от Тридентской (или «мессы святого Пия V») полагается служить на национальных языках, что, по мнению Марселя Лефевра и его сторонников, неизбежно приводит к распространению неверных толкований литургии. Помимо этого традиционалисты во главе с оппозиционным архиепископом подчеркивали, что вводимое Апостольской конституцией причастие под двумя видами (хлебом и вином) для мирян ведет к тому, что литургия постепенно лишается своей священной составляющей, «обмирщается».

В многочисленных проповедях, а также в «Открытом письме» Папе Иоанну Павлу II (1983 г.) Марсель Лефевр подчеркнуто заявлял о категорическом отвержении нового «протестантского» и «некатолического» чина мессы. Фактически именно отказ архиепископа от служения реформированной Ватиканской мессы, а не общая скептическая оценка либеральных течений в Католической Церкви или факт создания традиционалистской общины, стал ядром конфронтации раскольников и Ватикана.

Однако в последние годы понтификата Иоанна Павла II Ватикан начал предпринимать шаги, направленные на сближение с традиционалистами. Так, 24 мая 2003 г. кардинал Дарио Кастрильон Ойос отслужил дореформенную Тридентскую мессу на латинском языке в римской базилике Санта-Мария-Маджоре, а за день до этого бенедиктинский священник Эндрю Саутвелл совершил мессу на латинском языке в соборе Святого Петра. Литургии были совершены по просьбе традиционалистов из организации «Una Voce delle Venezia», находящейся под эгидой Ватикана. При этом в итальянских СМИ появилось впоследствии опровергнутое сообщение о том, что на мессе в Санта-Мария-Маджоре будут присутствовать три епископа из Братства Святого Пия X, с которых Ватикан снимет отлучение.

Глава Братства Бернар Фелле, несмотря на отсутствие представителей раскольников в Санта-Мария-Маджоре, дал положительную оценку фактической реанимации латинской литургии в Церкви и энциклике Иоанна Павла II «Ecclesia et Eucharistia». В интервью итальянскому изданию «Джорнале» весной 2003 года епископ Фелле отметил, что в отношениях со Святым Престолом наметились положительные тенденции и диалог фактически сдвинулся с мертвой точки. Тем не менее до недавнего времени никаких существенных подвижек в деле примирения с раскольниками заметно не было.

Лидеры лефевристов с энтузиазмом восприняли информацию об избрании новым Папой кардинала Ратцингера, известного своим консерватизмом и приверженностью к традиционализму. В одной из своих работ, написанных в 1990-е годы, Йозеф Ратцингер подчеркивал, что право совершать богослужение по старому латинскому обряду должно быть широко предоставлено католическому духовенству и мирянам, которые хотят ему следовать. По словам Ратцингера, Церковь нуждается в «благоговейном и достойном богослужении» даже в том случае, если «не всякое слово понятно».

Бернар Фелле, указывая на бедственное, по его мнению, положение нынешней Католической Церкви, назвал понтификат Бенедикта XVI «проблеском надежды». Фелле считает, что спасительным для католицизма должно стать сдерживание губительных прогрессистских тенденций, осуществить которое в силу своих убеждений может только Йозеф Ратцингер.

Ожидаемая встреча Папы и Бернара Фелле может рассматриваться как знаковое событие для понтификата Бенедикта XVI, не раз высказывавшегося в поддержку экуменизма и решений Второго Ватиканского Собора, но в то же время стремящегося придерживаться консервативной линии в деле руководства Церковью. Просьба раскольников об аудиенции лишь подчеркивает, что в Братстве Святого Пия X прекрасно осознают перспективность диалога именно с Папой Ратцингером.

О переговорах с Понтификом, если бы им стал кто-то из круга «либералов», например Вальтер Каспер, которого лефевристы именуют не иначе как «новый Лютер», не могло бы быть и речи. При этом сам Бернар Фелле остается реалистом. По его мнению, при всей консервативности Бенедикта XVI резкое отступление Ватикана от «послесоборной» политики невозможно. На переговорах с Римом речь должна идти только о полном и повсеместном восстановлении в правах дореформенной Тридентской мессы. По мнению Фелле, именно возвращение к «старой» литургии может стать средством для «оздоровления» Католической Церкви в целом.

http://religion.ng.ru/people/2005−09−21/3_vatikan.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика