НГ-Религии | Станислав Минин | 21.09.2005 |
Бенедикт XVI считает важным нормализацию отношений между Ватиканом и китайским государством вплоть до восстановления дипломатических связей, прерванных в 1951 году после прихода к власти в Китае коммунистов. Ожидается, что компромисс позволит преодолеть полувековой раскол среди китайских католиков. В настоящее время в стране наряду с признанной и подконтрольной государству ККПА существует также нелегальная «подпольная» Церковь, к которой, по разным оценкам, принадлежат от 8 до 10 млн. верующих.
Китайская католическая патриотическая ассоциация, объединяющая около 5 млн. католиков, создана в 1957 году. Единственным условием вступления католиков в ассоциацию был отказ в подчинении Ватикану и переход под прямое управление «государственного» архиепископа Пекинского. Духовенство, заявившее о верности Понтифику, было репрессировано, а в 1958 году иерархи ККПА посвятили новых епископов без одобрения их кандидатур в Риме.
Большая часть католических иерархов, вернувшихся из китайских тюрем в свои епархии после 1978 года, не пожелала вступать в какие-либо проправительственные католические организации и создала собственную «катакомбную» Церковь. Лидером новой Церкви стал освобожденный в 1979 году епископ Фэн Ксуэян, посвятивший трех епископов без санкции властей, но с одобрения Ватикана. Разумеется, появление альтернативной католической иерархии в Китае было негативно воспринято руководителями КНР. Поэтому до недавнего времени священники и епископы «катакомбной» Церкви периодически подвергались преследованиям и давлению со стороны властей.
Несмотря на отсутствие единой католической структуры в КНР, многие аналитики считают, что в китайском католицизме нет раскола. Они ссылаются на то, что источником конфликта является одобрение или отказ от одобрения кандидатур новых епископов Святым Престолом, а не вопросы догматического характера. При этом, по некоторым сведениям, почти 85% епископов из ККПА тайно признаны Папой, тогда как китайские власти в последнее время также признали ряд епископов-«катакомбников». Одним из ожидаемых результатов возможного компромисса между Китаем и Ватиканом, по всей видимости, станет выработка практики согласования кандидатов в епископы.
Формально Ватикан сделал шаг навстречу официальной «патриотической» Церкви в Китае, пригласив для участия в октябрьском Синоде двух представителей ККПА — епископов Антония Ли Дуаня и Алоизия Цзинь Лю Сяна, а также признанного властями «подпольного» епископа Луки Ли Цзинь Фена. При этом, согласно обнародованному Святым Престолом списку, на Синоде должен присутствовать также представитель Католической Церкви Тайваня, что в ККПА считают абсолютно неприемлемым. Именно «тайваньский вопрос» называется в качестве основной политической причины отсутствия католических иерархов из Китая на Синоде в Риме.
Глава католического информационного агентства «AsiaNews» Бернардо Червелерра, комментируя заявление ККПА, подчеркнул, что окончательное решение по вопросу о визите китайских епископов в Рим должен вынести председатель КНР Ху Цзиньтао. Однако особых надежд на то, что официальный Пекин «даст добро» на поездку иерархов в Ватикан, по всей вероятности, нет. Китайские власти неоднократно заявляли о том, что без прекращения дипотношений между Ватиканом и Тайванем и признания Святым Престолом правительства КНР ни о каких переговорах и поисках компромиссов речь идти не может.
Фактически Ватикан поставлен перед необходимостью выбора между каноническим принципом и несомненной выгодой новых отношений с Китаем как в политическом плане, так и в плане расширения пространства для миссионерской деятельности в Восточной Азии. Многое указывает на то, что долго балансировать на этой тонкой нити Святому Престолу не удастся.
http://religion.ng.ru/facts/2005−09−21/2_preduprezhdenie.html