Правая.Ru | Илья Бражников | 21.09.2005 |
1380 г. Троицкая обитель. Великий Князь Димитрий Иоаннович, выпестованный святым митрополитом Алексием, испрашивает у преподобного Сергия благословение на борьбу с татарами. «Тебе, Государь, — говорит благословляющий его праведник, — должно попещись о врученном тебе христоименитом стаде; Бог правды дарует тебе победу и сохранит тебя для вечной славы, а многим из сподвижников твоих готовы венцы мученические».
8/21 сентября. Куликово поле. Великий Князь Димитрий, вдохновленный присланными от преподобного Сергия просфорой и его посланием, стоя на высоком холме, обозревая озаренные ярким осенним солнцем войска, с умилением преклоняет колена и простирает руки к златому образу Нерукотворного Спаса, сиявшему вдали на черном знамени великокняжеском. Молится он в последний раз за Россию. «Милыми братьями» называет он воинов, объезжая потом полки.
И, веруя, — побеждает.
В Куликовской битве погибло с русской стороны 12 князей, 483 боярина и множество воинов. Потери противника превысили русские. Князь Дмитрий Иванович получил тяжелое ранение в голову. Впоследствии на Куликовом поле нашли его разрубленный шлем. В битве отличились русские богатыри — брянский боярин Пересвет, ставший иноком у преподобного Сергия Радонежского, и Ослябя (ослябя по-калужски — «жердь»). Народ окружил их почетом, а когда они умерли, то были похоронены в храме Старо — Симонова монастыря. При Советской власти в монастыре устроили завод «Динамо» и на могилах Пересвета и Осляби стоял станок. Ныне надгробные плиты восстановлены.
Битва получила широкий международный отклик. В литературном произведении того времени «Задонщина» сказано, что слава Руси дошла до Италии, Германии и Византии. На Куликовом поле русские осознали силу политического единства. Авторитет Московского княжества неизмеримо возрос. Победа явилась важным шагом на пути к полному освобождению от ордынского ига. Вернувшись с войском 1/14 октября 1380 г. в Москву, Дмитрий сразу заложил церковь Всех Святых на Кулишках и вскоре начал строительство Рождественского монастыря в память о битве.
За победу на Куликовом поле князь Дмитрий Иванович получил прозвище «Донской». После смерти князя его супруга княгиня Евдокия заложила в Москве Донской монастырь…
* * *
Лишь при Дмитрии Донском титул «великий князь Московский» стал первостепенным, главным (идентичным титулу «великий князь всея Руси»). Поэтому следует признать, что Владимир так или иначе был «престольным городом» Руси в течение более двухсот лет, а Москва окончательно обрела статус столицы после Куликовской битвы.* * *
Монголо-татарское завоевание Руси было названо автором известного литературного памятника XIII века «погибелью» (Слово о погибели Земли Русской). Если в празднике Рождества Богородицы мы усматриваем начало нашего, всех православных христиан, спасения, то победа на Куликовом поле, одержанная именно в этот день, стала началом спасения нашей Родины, нашего народа — от исторической погибели. Зажатый, словно тисками, двумя противоборствующими силами внутри Орды — Мамаем и Тохтамышем — Русский народ проверялся на способность отстоять свое самостоятельное бытие, свое место в истории. Проверялось — насколько крепка его вера, насколько он готов отстаивать свои святыни, насколько прочно он готов связать себя в своем земном существовании служением Божией Матери.И когда наутро, тучей черной,
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
В предшествующие полторы сотни лет Господь попускал захватчикам с Востока побеждать русских князей.
Если мы вспомним татаро-монгольское иго, то, при всей его жестокости, при всех страшных потерях, которые наш народ понес тогда от этого нашествия, в конечном счете, только оно, в то время, оказалось действенным лекарством для русского народа, чтобы изжить эгоизм удельных князьков, чтобы русский народ сплотился на, по сути, принципах почти что монашеской жизни, для создания сильного, могучего русского государства, которое потом и сбросило с себя иго. И вот этот пример нам говорит о том, что не все атаки наших врагов обязательно ведут к разрушению и катастрофе. Они могут быть целительными.
* * *
Однако, есть время исцеляться и есть время быть исцеленным. Приходит момент, когда необходимо убедиться в том, что народ окреп в своей вере и в том, что Бог и Божия Матерь более не оставят в беде.Преподобный Сергий, удостоенный неоднократных посещений Всецарицы, не просто верил — он знал, что это так. И его знание стало уверенностью святого благоверного князя Димитрия.
* * *
Мистика Куликово
Накануне битвы явление вживую Божией Матери преп. Сергию. Сбор полков на Успение, сама битва на Рождество Богородицы; праздновали победу на Иоакима и Анну, возвращение полков — на Покров. Все событие словно бы «обставлено» Богородичными днями и выглядит как непрерывная милость Божией Матери к русскому войску, над которым — от Успения до Покрова — словно бы протянут благодатный омофор.* * *
В Куликовской битве проверялась не только, крепка ли рука у русских воинов, но и духовная мощь войска, и в целом жизнеспособность Русской Православной цивилизации. В тот момент она уже включала часть степных народов, часть литовцев и татар. Это был органический союз народов Востока и Запада, объединенных Москвой. Противостоял же ей другой союз — тоже объединение народов Востока и Запада, но заключенный мимо Русских земель, как бы минуя, в обход их. Если бы это объединение победило — стало бы ясно, что самостоятельное Русское государство между Востоком и Западом — не нужно.И в каждый критический момент нашей истории, как сейчас, например, вопрос встает именно так: а нужно ли Русское государство на этой обширной евразийской равнине? Не лучше ли устранить его, чтобы не мешало, и поделить на зоны? Может ли Русское государство по-прежнему контролировать эти территории или они должны стать ареной вечной борьбы между Востоком и Западом?
* * *
Куликовская битва, которая вроде бы была битвой с азиатским воинством, по внутренней своей сути являлась результатом акции Запада, сумевшего направить на Русь Мамая и Ягайло.Русь в 1380 году выступила против, в полном смысле слова, всемирной силы, в которой объединились воля авангарда тогдашнего Запада и мощь азиатского воинства. И Куликовская битва явилась непосредственным выходом Московской Руси на мировую арену и победоносным ее утверждением во всемирной истории — о чем, в частности, осязаемо свидетельствуют отзвуки этой битвы на громадном евроазиатском пространстве от Гамбурга до Шираза.
* * *
И в который уже раз, чтобы вытеснить Россию, Запад и Восток заключают союз. Так делали татары и литва, турки и поляки; так делают и теперь чеченцы и литва, и снова поляки, и снова литва. Как не случаен был союз Мамая и литовского короля Ягайло, спешившего, но, к счастью, не успевшего на Куликово поле, не случайно и то, что сайт кавказских сепаратистов, на котором Шамиль Басаев «взял ответственность» за убийство сотен детей, находился в тот момент в Литве. Отнюдь не случайна в эти сентябрьские дни и польско-литовская газовая истерика. Именно в этот промежуток времени — между Успением и Покровом — Польша и Литва особенно остро переживают ошибочность своего геополитического выбора. У них были все шансы быть вместе с Россией, под особым покровительством Божией Матери. Но они выбрали быть против, быть лютыми врагами, к огорчению Небесной Заступницы Русской земли, и себе на погибель.* * *
Куликово поле стало архетипом нашей истории, в Куликовской битве — смысл существования России, Куликовская битва повторяется вновь и вновь. Пророчески звучат строки Александра Блока:Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Всё так: и мгла, неясность будущего, и кажущаяся тишина, и нет прямых боевых действий. Ведь это почти то же самое, что говорит сегодня президент России: «Линия фронта этой войны может проходить через каждую улицу и каждый дом. В этой войне нет тыла и нет нейтральных зон».
Куликовская битва — продолжается:
Вся Россия стала полем Куликовым
Ополчился ворог: быть нам иль не быть?
Но неслышно клича Дмитрия Донского
Некому Отчизну нашу защитить…
* * *
Враги думают, что Россия слаба, что ее некому защитить, забывая или не подозревая, что после Куликовской битвы ее защищает Сама Царица Небесная.В статье использованы отрывки из стихотворений Александра Блока и иеромонаха Романа, а также из книг Н.Д. Тальберга, В.В. Кожинова, М.В. Назарова.