Русская линия
Русский дом Надежда Ильичева21.09.2005 

Избави нас от нападения вражия
21(8) сентября — Рождество Пресвятой Богородицы. 610 лет — со дня спасения Москвы от нашествия Тамерлана, праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Так устроен Богом русский человек, что может он победить или геройски погибнуть только в открытом и честном бою: «Ляжем здесь костьми, мёртвые срама не имут». — Какую ещё армию в мире можно поднять в бой такими словами? В решительную минуту забывал о себе русский человек, выходил на врага в чисто поле, ложился костьми и побеждал.

Особенной милостью Божией почитается на Руси честная кончина на поле брани в день великого праздника. Потому с надеждой и упованием шли в бой на поле Куликовом наши предки в день праздника Рождества Богородицы. Верили, что Сама Матерь Божия их в Царство Небесное прямо с этого поля поведёт. И правильно верили. Всех, положивших там душу свою за други своя, за Русь Святую, Сама Матерь Божия встречала у райских врат.

Рождество Богородицы — спасения нашего начало. Только Она одна во всём мире могла вместить в Себя Невместимого Христа Бога. Богородица родила Его — родилась и надежда на спасение падшего человека. Все великие империи и культуры древности, всякое дыхание земли, продолжение её истории было возможно только потому, что в результате всего этого должна была родиться Пречистая Дева.

Никто из нас не может постичь, какое это совершеннейшее чудо, какая милость Божия — соединение Бога с человеком. Кто мы, и кто — Он, Творец всего видимого и невидимого, всей бесконечности и вечности, которую нам, по природе своей ограниченным существам, невозможно вместить.

Он, Всемогущий, любит нас, прах и пепел. Соединился с нами, непостижимым образом родившись от Пресвятой Девы, вознёс человеческую плоть на небеса и доныне соединяется с нами в Святом Причастии.

Древнерусский человек был духовно более чутким, чем мы, его потомки. Потому Куликовскую битву в день великого праздника он сразу принял как особое знамение с небес. И после победы в этой битве стремился всей душой даже Само Рождество Богородицы как бы на Русскую Землю перенести. По всей Руси строились храмы, монастыри в честь Рождества Её. Нигде во всём мире нет столько престолов, посвящённых этому празднику. И мощи героев битвы, Пересвета и Осляби, положили в специально построенном для этого храме в честь Рождества Богородицы близ Симонова монастыря.

После победы на поле Куликовом Рождество Богородицы — наш не только церковный, но и национальный праздник. День славы русского мужества, тот день, когда Русь показала всему миру, что будет стоять за веру Православную, за Землю Русскую до скончания века под Покровом Божией Матери. Ведь не мы этот день, 21 сентября, для нашей первой великой битвы выбирали, а так оно сложилось по Её воле. И было это знамением начала спасения и величия Русской Земли.

Нынешние времена совсем другие. В чисто поле не выйдешь, а если выйдешь, так себе на погибель. Враг в открытый, честный бой вступать не намерен, столкнёт нас лбами в очередной раз. Против России сейчас идёт хитрая партизанская война: все эти взрывы, отключения, отравление рек и прочая подлая гадость. И уже давно знаешь, «кто виноват», и давно понимаешь, «что делать». Невиданное доселе в истории ныне совершается: оккупанты в оккупированной ими стране ведут против нас партизанскую войну. Нам-то проще бы лечь костьми в этой войне, да ведь этого только от нас и ждут. А что будет с нашими внуками? А их тогда просто не будет, как не будет и Русской Земли.

Меня поразило, как в средствах массовой информации, после того, как опрокинули цистерны с мазутом в Тверской области, без конца повторяли: «Но для Москвы никакой опасности нет». Это на всю Россию вещали. И отключения электроэнергии, постоянно происходящие последние 10 лет по всей России, только тогда заметили, когда половину Москвы от света отключили. Что же это, значит там, за Москвой, какая-то другая земля и другой народ живёт, пусть себе травится и мучается без тепла и света, в Москве-то пока ещё ничего, жить можно… Да, пока ещё…

Все эти современные события связаны с Рождеством Богородицы и с Куликовской битвой напрямую. В день Рождества Богородицы в 1380 году произошло равноправное единение русских городов вокруг Москвы, а сейчас идёт разделение, и мы этого, похоже, даже не осознаём в полной мере. Нам нагло врут, а мы почему-то застенчиво делаем вид, что верим. Видимо, в условиях оккупационного режима и нам предлагают вести свою партизанскую войну. Антидиверсионную войну.

После обозрения нынешних подлостей и пакостей писать о нашествии Тохтамыша и Тамерлана на Русь очень легко. Давайте черпать силы из русской истории. Вспомним, как появилось своё Сретение на Руси.

В 1382 году, почти сразу после Куликовской битвы, хан Тохтамыш пришёл с большой ратью на Москву и разорил её, а ведь наши предки, в сущности, помогли ему вернуть ханскую власть. Он, юный законный наследник, потомок Чингис-хана, был изгнан из Золотой Орды темником Мамаем и бежал в Великую монгольскую империю к Тамерлану. Тамерлан дал ему войско, но при этом Золотая Орда становилась, как и встарь, одной из дальних провинций империи, теряла свою независимость. Тохтамыш, вернувшись в Золотую Орду с войском Тамерлана, Мамая там уже не нашёл: тот после Куликовской битвы бежал в Крым и там был убит своими сообщниками.

Русь теперь не желала быть частью Золотой Орды, платить ей дань. Однако сил отстоять право на самодержавное государство у неё в то время не было. За спиной Тохтамыша стояла самая мощная по тому времени армия Тамерлана. Ни одна страна в мире не могла ей противостоять.

И тут, по молитвам Божией Матери, произошло одно из чудес русской истории. Тохтамыш восстал против великого Тамерлана. Тот в 1395 году в гневе пошёл на него войной и буквально стёр непокорную Золотую Орду с лица земли. Ему, властителю всей Азии, с его полумиллионным многонациональным войском, — это было совсем нетрудно. В сущности, именно Тамерлан, как бич Божий, уничтожил Золотую Орду, государство, угнетавшее не только русский народ, но и все поволжские и при- уральские племена и народы. Эти завоёванные монголами тюркские племена на западе и в Монголии называли тартарами, или татарами, по имени одного народов.

Преследуя бежавшего в леса Тохтамыша, Тамерлан подошёл к берегам Дона, разоряя по пути все богатые торговые города Золотой Орды, которые так и канули в Лету. Русь была для него только малой частью Золотой Орды, тоже Тартарией, которую следовало наказать. На Москву надвигалась беда пострашнее Мамая. Тамерлан, властелин Азии, разрушал и убивал беспощадно. Трогательно то, что оставшиеся в живых 10 тысяч ветеранов Куликовской битвы (новые воины ещё не успели подрасти) сели на коней и встали живым щитом за Коломной на берегу Оки: «Ляжем здесь костьми, мёртвые срама не имут». Их мужество, несомненно, привлекло милость Божию на Русь.

Митрополит Киприан отправил духовенство во Владимир за Владимирской иконой Божией Матери, Защитницей Земли Русской. Все москвичи вышли на Кучково поле встречать Её. Все молились, просили помощи.

И в этот день Тамерлан ушёл с берегов Дона. По преданию явилась ему Величественная Жена в окружении ангелов и повелела оставить Русскую Землю. А историки пишут, что начались беспорядки в Великой монгольской империи, и потому ему без промедления надо было возвращаться обратно. Несомненно, верны и предания, и исторические сведения. На всё воля Божия.

А благодарная Русь установила праздник Сретения иконы Божией Матери, и на том месте, где встретили Её, был основан Сретенский монастырь, милостью Божией стоящий и поныне. Крошечное Московское княжество, которое в один день мог стереть с лица земли Тамерлан, стало Великой империей. А той, Великой монгольской империи Тамерлана, — вскоре не стало, как и многих других великих империй. Сколько было их в истории человечества. Всё величие земное — прах и пепел. Державное величие — у Бога.

Надо нам помнить, что историческая жизнь каждого государства тесно связана с духовной жизнью всего народа.

http://www.russdom.ru/2005/20 0509i/20 050 902.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru