Трибуна | Лиана Налбандян | 21.09.2005 |
Именные колокола отливают на одном из столичных предприятий, которое обычно выполняет заказы для церквей и храмов. Дело богоугодное, но не такое уж прибыльное. Вот и решили тамошние менеджеры изменить маркетинговую стратегию: делать колокола и по частным заказам. Кому на день рождения, иным — на корпоративные юбилеи.
— И при этом дарственная надпись на подарке вполне уместна, — говорит главный инженер завода Вячеслав Пирковский.
Гравировка обычно не отличается оригинальностью. В большинстве случаев просят написать на подарке что-то вроде «Антону в день рождения» или «Лене от Саши». Да и сами колокола обычно заказывают скромных размеров: килограммов на 6−8. Зато отливают их всего несколько дней.
— Впрочем, маленький колокол можно и за двое суток сделать, — рассказывает мастер завода Александр Егоров. — Я вот своей внучке на рождение отлил небольшой колокольчик. А наши мастера мне еще надпись красиво вывели — «Лиле от деда».
Именные поздравления на колоколах скорее не выводят, а наклеивают — аккуратно, по одной восковой буковке. Эта процедура на профессиональном сленге называется обнарядкой.
— Буквы, как и все остальные украшения, делаются по старинной традиции — из воска, оставшегося от переплавки церковных свечей, — рассказывает мастер Елена Чупилова. — Шрифт в основном используется церковный, хотя по желанию заказчика можем написать любым. Тексты по частным заказам в основном поздравительные, однотипные. Правда, один раз колокол заказал бывший строитель БАМа, попросил написать на нем строчку из стиха — «И был у нас кусочек рая».
Встречаются и совсем «откровенные» надписи. Например, «От солнцевской братвы». Колокол с таким посланием был подарен крутыми ребятами одному из подмосковных храмов.
— Это, пожалуй, самая яркая надпись, хотя сделана не у нас, — говорит Вячеслав Пирковский. — К нам тоже пару раз заходили очень колоритные личности подобного сорта, под ручки с дрожащим батюшкой. Но такие люди обычно заказывают колокола в целях спасения души не для себя, а для храмов. И в этом случае изделия получаются довольно традиционными.
Большинство частных клиентов интересуются лишь эстетикой самого колокола — ценителей красоты колокольного звона среди них почти нет. Потому и обращаются с колоколами не всегда подобающим образом.
— Иногда нам возвращают совсем разбитые колокола, — говорит Вячеслав Пирковский. — Вот казаки как-то привезли такой, 15 пудов весом. Разбили его на Пасху. Понятно, выпили, вошли в раж, и давай трезвонить. А ведь с колоколом надо обращаться бережно, тем более, если он сделан лично для тебя. Ведь в этом звоне есть своя особая положительная, даже лечебная энергетика.
С учетом еще и медицинской составляющей перспективы развития колокольного бизнеса более чем радужные. Возможность организовать благовест на дому вряд ли будет упущена любителями необычных подарков. Тем более, что и стоит это недорого: из расчета 20 долларов за килограмм колокольной бронзы. По слухам, именной колокол есть даже у нашего президента Владимира Путина. Так что это веяние можно назвать модным вполне официально.