Правая.Ru | Священник Димитрий Познанский | 21.09.2005 |
Родителями Пресвятой Девы Марии были Иоаким и Анна — люди праведной жизни, до глубокой старости остававшиеся бездетными. Поскольку ветхозаветное человечество жило обетованием о грядущем Спасителе, и мыслило себя непосредственным участником данного события, чая его в каждом своем поколении, бездетность почиталась наказанием Божиим, почему и родители Богоматери терпели от своих ближних поношение. Иоаким и Анна не отходили от храма Господня, вознося молитвы о даровании им чада, что и совершилось к удивлению всех окружающих. Произошла Мария из рода святого царя псалмопевца Давида, а поскольку Рождество Ее от неплодных родителей было явным для всех чудом, Иоаким и Анна посвятили дочь свою Богу.
Рождество Богородицы — первый двунадесятый Праздник в церковном году. Кажется неслучайным, что он знаменует осень, ибо Рождество Девы Марии — есть осень ветхого закона, как последующее Благовещение — весна благодати. В Рождестве Приснодевы Ветхий Завет приходит к своему закату достигнув апогея в святости Той, от Которой имеет произойти плотию спасение мира. В кондаке на день Благовещения поется: Иоаким и Анна поношения безчадства и Адам и Ева от тли смертныя свободистася в Рождестве Твоем". Собственно в этом и заключен смысл сегодняшнего Празднества: многотысячелетняя чреда поколений ветхозаветных праведников, сохранявших обетование о Мессии достигла врат, через которые в мир войдет Божье Слово, чтобы, соединившись с человеческим естеством, обитать с нами и открыть путь к вечной жизни.
В этой связи уместно указать на одно из многочисленных различий отличающих православное вероучение от латинского искажения Божьей правды. Уклонившись от Истины, исказив богооткровенные догматы Веры, католики не могли не замутить и чистоты православного почитания Божией Матери. Под предлогом особого благоговения перед Владычицей, латиняне наделили ее как бы особой привилегией непорочного зачатия, которое имело место только единожды в истории в случае с Воплощением Спасителя. Эта мнимая неподверженность Пресвятой Девы первородному греху сделала ее искупленной еще до подвига искупления, до Воплощения, Страдания и Воскресения Христовых. Этим нововведением католики упразднили весь смысл сегодняшнего события, исключив Деву Марию из контекста непосредственной преемственности ветхозаветной истории, венцем которой и было Рождество Богоматери. Кроме того, католики практически упразднили и подвиг Самой Девы Марии, т.к. из их учения следует, что Бог, не считаясь с дарованной человеку свободой, соделал орудие Своего воплощения исключительно по Своей воле. В тоже время мы знаем, что слова Пресвятой Девы: «Се раба Господня, буди мне по слову твоему» — были необходимым условием Воплощения, т.к. Бог не спасет человека вопреки его произволению.
Святитель Андрей Критский так говорит о сегодняшнем дне: «Ныне Создателю всего устроился созданный храм; и творение уготовляется в новое Божественное жилище Творцу. Ныне изгнанная из страны блаженства природа наша принимает начало обожения и персть стремится вознестись к высочайшей славе. Ныне Адам приносит от нас и за нас начатки Богу, достойнейший плод человечества — Марию, в Которой (Новый Адам) делается Хлебом для восстановления человеческого рода. Ныне отверзается великое недро девства, и Церковь, по образу брачной, налагает на себя чистую жемчужину истинной непорочности».
Прославим и мы Рождество Богородицы, как начало нашего спасения и явление миру милостивой Заступницы за род человеческий.