Интерфакс-Религия | Екатерина Евсеева, Сергей Панкратов | 19.09.2005 |
Битва, собравшая в борьбе за свободу почти все русские дружины, показала пример торжества духа над человеческими страстями. Междоусобные настроения и страх перед силой противника были побеждены братолюбием и храбростью с надеждой на помощь Божью.
Сражение, итогом которого стало, по сути, рождение нации, окончательно закрепило особую роль православия в истории страны как духовной основы будущей великой державы. Куликовская битва, произошедшая в день праздника Рождества Богородицы, неразрывно связана с именами Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, «игумена земли русской», под молитвы которых совершалось это ключевое сражение в истории Отечества. Перед лицом памяти десятков тысяч погибших воинов святого благоверного князя особенно неубедительно выглядят сегодня попытки пересмотреть эту роль, лишить историю России ее духовного стержня.
Новый взгляд на Куликовскую битву, уже давно активно предлагаемый рядом общественных организаций, которые усматривают в чествовании войск Дмитрия Донского ущемление чьих-то прав, отчасти перекликается со стремлением отдельных европейских политиков уравнять в правах ветеранов Советской армии с теми, кто воевал на стороне Германии. Оставляя за скобками уже ставшую общим местом истину о том, что по обе стороны на Куликовом поле сражались как русские, так и татары, не стоит забывать, что для воинов Донского, в отличие от мамаевцев, то была освободительная война.
Хотелось бы надеяться, что в дни юбилейных торжеств политические спекуляции на эту тему уступят место новому осмыслению подвига предков, которые на Куликовом поле осознали свое кровное родство, подкрепляемое единством веры, и поняли, что сила заключается не в междоусобице, а в единстве, особенно если это единство крепится для достижения высокой цели.