Православие.Ru | Василий Писаревский | 19.09.2005 |
Если по-русски скроен, и один в поле воин.
(Русская пословица)
Глядя на всю эту красоту неизбывную — а многие участники фестиваля создали из своих стендов просто мини-музеи ремесел и народных художественных промыслов — невольно думаешь: нет, не оскудела, милостью Божией, земля Русская золотыми руками мастеровых, их талантом и богатством души! И низкий поклон тем, кто сегодня возрождает эти древние традиции, вновь создает гильдии ремесленников по профессиям, обучает молодых, создает им условия для организации малого предпринимательства.
В фестивале приняли участие ремесленники и ремесленные предприятия не только Москвы и регионов России, но и Беларуси, Молдовы, Украины и других стран. В его рамках были организованы мастер-классы, профессиональные конкурсы по тематическим разделам, ярмарки художественных изделий, выступления фольклорных коллективов. Похоже, и участники, и организаторы, и гости остались довольны: «первый блин» совсем не вышел комом. И представляющий Московское правительство Михаил Вышегородцев, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства, приняв в дар от русских мастеров меч, вполне серьезно заявил: «Будем защищать им малый бизнес!».
В гостях у Гильдии иконописцев
Основатель и председатель Московской гильдии иконописцев (МГИ) — Вениамин Рыщенков, он же возглавляет иконописный центр «Русская икона — 21 век», который действует с 1992 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. На фестивале центр представляет работы своих мастеров.Здесь же, на стенде, руководитель учебно-иконописной мастерской Марина Шалонина проводит «выездное занятие» (кстати, тема ее будущей кандидатской работы в Российской Академии художеств — православная иконография Богоматери на рубеже 17−18 веков).
— Мы считаем себя «государевыми иконописцами», то есть хранителями и продолжателями традиций Московской школы иконописи, которая соединяет в себе русские и византийские корни и по праву считается главнейшей, — говорит мой собеседник. — Ее неотъемлемые черты — это возвышенность, ясность, мудрое спокойствие, тонкая манера письма, просветленные мирные образы…Мы ставим также своей целью распространение христианского искусства, древнерусской культуры и народных художественных промыслов. Ведем и научно-исследовательскую работу в сфере церковного искусства, разработки новых проектов современной иконографии, а также икон новоканонизированных святых.
Острая проблема, по мнению руководителя МГИ, заключается в том, что сейчас многие художники-самоучки и даже люди с художественным образованием берутся за церковную тематику. Но дело в том, что есть те, кто пытается писать иконы, и есть иконописцы: это для них образ жизни, такие люди ходят в храм, соблюдают пост, причащаются, обязательно имеют духовников… И в центре даже стараются не брать профессионалов на обучение, поскольку они «закрепощены» в своих представлениях, у них не получается преступить через свои стереотипы и по-настоящему прийти к духовному искусству.
Учебный процесс в центре включает в себя следующие курсы: базовый — по основам иконописной техники, отдельно техника ликов, «доличное письмо», реставрация иконы, ее экспертиза, курс резьбы, чеканки и золочения левкаса и мастер-класс «моя первая икона». Причем не обязательно проходить все курсы, каждый учащийся (прием без возрастного ограничения) определяет это сам для себя. Среди преподавателей — ведущие иконописцы, члены Международной федерации художников при ЮНЕСКО.
— Что касается Гильдии, то мы привлекаем в нее, в первую очередь, именно иконописцев-соратников и сообща работаем в едином русле, — отмечает Вениамин Алексеевич. — До октябрьского переворота существовал, как известно, Попечительский совет во главе с императором Николаем II, и он был вправе даже закрыть мастерскую, работы которой не соответствовали православному канону. Наши мастерские строго следуют иконописному канону — как по духу, так и по форме. Так, соблюдается древняя технология подготовки доски, используется сусальное золото и яичная темпера на натуральных пигментах (малахит, лазурит и другие). После завершения работы с красочным слоем иконы покрываются натуральной олифой. Всё это обеспечивает им теплоту, естественность, духовную наполненность образа.
Знакомлюсь с художественным руководителем центра «Русская икона» Еленой Князевой. Она рассказывает, что иконы их мастерской находятся в православных храмах и частных коллекциях в России и за рубежом, в личной коллекции Святейшего Патриарха. Сама Елена была награждена Святейшим Патриархом орденом Святой Ольги 2-й степени за разработку общей символической программы храма Живоначальной Троицы в память 1000-летия крещения Руси, отражающей идею русской святости, и за создание отдельных икон.
— Мы продумали размещение каждой иконы как в иконостасе, так и в малых и больших киотах в соответствии с архитектурно-стилевыми и пространственными особенностями этого храма, — сообщает Елена. — И хотя храм — одно из Патриарших подворьев в Москве — уже действует, мы еще завершаем там необходимые работы. Так, в центральной части храма, с двух сторон от иконостаса, в четырех больших мраморных киотах должны стоять такие иконы: Богоматерь Всех Скорбящих Радости (она уже на месте), Покров Богородицы (появится к нынешнему празднику — 14 октября), Собор Всех Святых в Земле Российской Просиявших и Собор Всех Святых (будут позднее).
А еще, как рассказали мне, мастера воссоздают сегодня старинную русскую традицию — создание семейной, крестильной, а также мерной иконы, которая писалась в меру роста новорожденного ребенка с изображением на одной стороне его Святого и предстоящими тезоименитыми покровителями родителей, а с другой стороны — его Ангела-Хранителя; она ставилась у изголовья люльки ребенка и потом сопровождала всю его жизнь. В давние времена православный человек, даже уходя в мир иной, соприкасался с иконой: она писалась с внутренней крышки гроба.
В наше время возвращается вера, а с ней и благоговейное отношение к иконе, говорят сотрудники центра. Растет интерес православных людей к домашним иконам, обращаясь к которым не единожды в день, они могут черпать духовную силу и бодрость. Соименные святые, изображенные на такой иконе, — скорые помощники во всех делах!
Дружина «Серебряный волк»
Я повстречался с ней на одной из фестивальных площадок: древние русичи — кто в кольчугах и шлемах, кто в расшитых рубахах и меховых шапках, в кожаных сапожках или чеботах, сидели на траве, словно отдыхая после битвы с недругами, чистили оружие и доспехи, тихонько напевая немудреный мотив. Но вот один из них затрубил в длинный рог, и дружинники, вскочив, выстроились походным маршем. А через несколько мгновений они уже демонстрировали изумленным зрителям свое виртуозное владение древними мечами и пиками…— К нам приходят те, кто считает своим призванием популяризацию отечественной истории и культуры Древней Руси, — объясняет мне руководитель клуба Максим Макаров. — Сейчас вы видите воссоздание быта русско-скандинавской дружины эпохи Ярослава Мудрого. Оружие и доспехи, костюмы и домашняя утварь, другие предметы быта реконструируются на основании данных археологических и исторических исследований, сохранившихся изображений, письменных источников. Причем всю реконструкцию мы делаем своими руками — от металла до резьбы по кости или золотого шитья, с помощью аналогичных древних инструментов и с использованием технологий, которые применялись в данный исторический период. В составе дружины много православных людей, это студенты, специалисты с высшим историческим образованием, признанные мастера прикладных ремесел — ткачества, гончарного, кузнечного, литейного дела…
На мой недоуменный вопрос, в каких реально формах проходит популяризация культурно-исторического наследия, Максим отвечает так:
— Мы — не музей со стеклянными стендами, мы — музей живой истории. Вещи в нашем клубе не просто лежат на витрине, как в обычной экспозиции, а живут той жизнью, для которой были созданы. Каждый предмет быта или военный доспех прошел тысячи километров по дорогам европейских и отечественных фестивалей и праздников (к сожалению, маршрутов по нашей стране, где пока больше интереса к различным ярмаркам, чем к просветительским программам, не так много). Но будем стараться искоренять этот перекос. Вот сейчас собираемся на праздник, посвященный 625-летию Куликовской битвы.
Кстати, именно поездки по странам Европы, где очень бережно относятся к своему историческому прошлому, подтолкнули нас к идее создания в Москве Центра живой истории — новой для России формы пропаганды культурно-исторического наследия. Полученный опыт позволяет развить тип клубного дела и музейной работы, соединяющий в себе школу патриотического воспитания молодежи, спортивный клуб, ремесленные мастерские. В нашем центре всё наглядно и доступно, любой посетитель может, например, сам примерить костюмы или воинское снаряжение, а главное — воочию ощутить дух давно ушедшей эпохи.
Почему дружина получила название «Серебряный волк»? Максим улыбается: серебро — это, в нашем представлении, символ света и чистоты; а волк вечно бродит по тропе поиска. Мы стараемся находить и нести информацию о славных исторических вехах своей Родины как пришельцы из тех давних времен; недаром в нашей программе воссозданы различные аспекты жизни, которой жили наши пращуры: мы показываем битвы, воссоздаем пиры, поем их песни, танцуем… Члены клуба постоянно выезжают в различные экспедиции, участвуют в работе научно-исторических симпозиумов. В последнее время мы стали устраивать филиалы своего клуба в регионах России.
Если же говорить о нынешнем Московском фестивале ремесел, то наше участие в нем, заключает Максим, вполне закономерно: наша работа — это духовное ремесло!
«Детский раздел» фестиваля
Оказывается, как неуемно энергичны и талантливы наши дети, когда их приобщаешь к настоящему делу — овладению ремеслом или художественным промыслом! Лучшие площадки, открывавшие фестиваль, были отданы юным мастерам.… «Ремесленник — это творчество, качество, самостоятельность и ответственность в одном лице!» — таким самодельным плакатом встречал посетителей московский строительный колледж N12. Здесь же юные маляры, плиточники, мастера столярного и мебельного производства, специалисты по деревянной мозаике и керамике демонстрировали свои работы.
Как рассказал старший мастер, отвечающий за производственное обучение, Валерий Птушкин, ребятам (а их в колледже 420) уже знакомо чувство профессиональной гордости: они не только обучаются ремеслу, но и собственными силами производят ремонт своего здания, выполняют несложные работы внешних заказчиков и из лучших образцов пополняют лицейский музей.
… По соседству с юными строителями расположился Дом детского творчества из подмосковного Лыткарино. Если бы не слово «детского», никогда бы не догадался, что эти картины из бересты, резные деревянные шкатулки, фигурки лошадей из болотной травы — ситника, народные куклы в изумительных нарядах и другие художественные изделия выполнены руками детей и подростков.
По словам руководителя мастерской народных ремесел Марины Сахаровой, ее ученики занимаются более чем 10 традиционными детскими ремеслами. Одно из них — выпечка пряников, печений, пирогов по старорусским рецептам к православным и народным праздникам. Она даже выпустила книжечку в серии «Учимся у народных мастеров» под названием «Выпечка в праздники вместе с детьми». Например, к празднику Рождества Богородицы полагалось на Руси выпекать пирог «богач» из овсяной муки нового помола, сверху украшенный фигурками ангелов, и пироги-колобаны с запеченным внутри целиком яйцом.
— Мы ездим, — делится она, — в этнографические экспедиции по Московской, Владимирской, Брянской и другим областям, собираем всё, что имеет отношение к старинным русским промыслам, культурному наследию нашего Отечества. Ведь кому, как не детям, хранить и приумножать наши духовное и культурное богатство!
… Пожалуй, самое сильное впечатление в разделе детского творчества оставляет экспозиция общественной организации инвалидов с детства «Гармония» из Канавинского района Нижнего Новгорода. В нее входят дети с нарушением интеллекта, органическими поражениями нервной системы, сердечными заболеваниями, сахарным диабетом и другими тяжелыми недугами, а также их родители, которые, не пожелав согласиться с диагнозами, делающими детей инвалидами, мужественно борются за их жизни, за радостное и гармоничное восприятие ими этого мира.
— Наша организация объединяет почти 500 детей, активно работает каждый третий, — говорит ее председатель Людмила Ремизова. — Мы занимаемся с ними эрготерапией — тестопластикой, гипсом, лоскутной аппликацией, вышивкой, стеклографией, и эти занятия, скажу без преувеличения, преображают детей.
Расскажу вам о своей дочери Лене, вот она, в бисерном головном уборе, возле нашего стенда. Пролежала моя девочка более трех месяцев в кардиоревматологии, у нее сразу несколько тяжелых диагнозов, была кратковременная остановка сердца, совсем стала угасать. И все время она твердила: «Мне поможет Бог, я должна жить». А потом постепенно и силы стали к ней приходить, начала заниматься лепкой, тестопластикой. Видите ее картину «Березка»? Она выполнена из…опилок, раскрашенных акварелью. Благодаря поддержке главы администрации района Николая Сатаева и нашего спонсора — «Дорпрофсош» Горьковской железной дороги, у нас есть возможность показывать работы наших детей на выставках и фестивалях.
И еще хочу поделиться нашими планами. В организации много верующих детей и родителей. И мы думаем обратиться к епископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию — может быть, Русская Православная Церковь в его лице сможет опекать наших детей.
Так они станут ближе к Богу…