Русская линия
Правая.RuСвященник Димитрий Познанский19.09.2005 

Притча о злых виноградарях
Проповедь на Неделю 13-ю по Пасхе

Сегодняшнее Евангельское чтение — притча о злых виноградарях, сказанная Господом первосвященникам и старейшинам иудейским, искушавшим Его.

Согласно святоотеческому толкованию, Хозяин, насадивший виноградник, — Господь Бог, а виноград — богоизбранный народ иудейский. Ограда, которой хозяин обнес виноградник, — Закон Моисеев, ограждавший народ Божий от уклонения в язычество и непотребство. Башня и точило посреди виноградника — это храм и жертвенник, а виноградари, которым хозяин предал виноградник — старейшины и священники иудейские, которым Господь поручил пестовать народ Свой. Слуги, посланные хозяином за плодами, избитые и убитые виноградарями, — суть пророки Божии, избитые и убитые иудейскими властителями. Сын хозяина, которого должны были устыдиться злые виноградари, но вместо этого убили его, — Единородный Сын Божий, преданный на смерть первосвященниками и фарисеями. Злая смерть, которой хозяин предаст злых виноградарей, — это грядущее уничтожение Израиля римскими войсками (71г. н.э.), а другие виноградари, которых поставит хозяин блюсти виноградник свой, — это пастыри Церкви Христовой, поставленные над народом Божьим, который со дня Пятидесятницы составляют люди из любого народа, принявшие Спасителя. Сам Господь завершает эту притчу словами: «Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит».

Размышляя над этой притчей, нельзя не почувствовать, что обращена она не только к историческим событиям с иудейским народом, но и непосредственно к нам с вами и судьбе нашего отечества. Стать злыми виноградарями, возжелавшими приватизировать достояние Сына Божия — вот то искушение, которое сегодня поразило сердца многих, подчас добрых сынов исторической Руси. Нельзя отрицать того, что Русь — удел Божий — об этом свидетельствует ее история. И ее существование возможно только как существование виноградника Христова — в этом ее предназначение. В противном случае, произойдет именно то, о чем мы слышали в сегодняшней притче. Можно сказать, что отчасти это уже произошло. Сегодня все чаще раздаются искушающие голоса о том, что Православие — если не тупиковый, то во всяком случае не лучший и не единственный возможный выбор Руси. Похвальная любовь к отечеству начинает вытеснять куда более похвальную любовь к Богу. Тем не менее, у верующего человека должна быть четкая иерархия ценностей, которая выражена словами Христовыми: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Вера Христова — это единственное основание, на котором способно устоять наше отечество. К обвинениям в нетерпимости в полной мере подходят слова Евангелия: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его». Патриотизм без Христа — это одно из наиболее страшных искушений нашей действительности, грозящее уничтожением последнему земному оплоту Истины. По сути, любовь к Родине — это вполне естественное чувство, но вытесняя любовь к Богу оно превращается в самодовольный греховный эгоизм, а исходя из любви к Богу оно преображается в мощную созидательную силу, исполненную благодатного величия и благородства.

http://www.pravaya.ru/news/4851


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru