Независимая газета | Станислав Минин, Александр Петров | 16.09.2005 |
Как стало известно «НГ», на 6 мая 2006 года в Сан-Франциско намечено открытие Всезарубежного Собора, в котором примут участие более 200 представителей священства и мирян РПЦЗ. По окончании его работы Архиерейский Собор РПЦЗ примет окончательное решение по вопросам преодоления разногласий между двумя ветвями Русской Церкви.
В 90-е годы прошлого века Патриарх Московский и всея Руси Алексий II неоднократно высказывался в поддержку диалога с представителями Зарубежной Церкви вплоть до восстановления единства, однако РПЦЗ эти инициативы игнорировала. Лишь после того как РПЦ в тексте «Социальной концепции» заявила о том, что Церковь может отказать власти в поддержке, «если власть принуждает верующих к отступлению от веры», отношение РПЦЗ к объединительному процессу постепенно начало меняться.
Ключевую роль в ускорении объединительного процесса сыграл именно российский президент, в 2003 году посетивший Нью-Йорк и встретившийся с Митрополитом Лавром. Владимир Путин передал Митрополиту приглашение Алексия II посетить Россию, и исторический визит Предстоятеля РПЦЗ в Москву состоялся в мае 2004 года. Тогда же глава Зарубежной Церкви и Патриарх Алексий II были приняты Владимиром Путиным в Ново-Огарево. Президент России недвусмысленно дал понять, что государство заинтересовано в восстановлении нарушенного более 80 лет назад единства Церкви.
Одним из основных вопросов, волнующих представителей Зарубежной Церкви, явился вопрос сохранения имущества. Президент России в Ново-Огарево заявил, что ни государство, ни Московский Патриархат не будут претендовать на собственность РПЦЗ.
Последняя встреча с иерархами РПЦЗ в Нью-Йорке показала, что Владимир Путин, фактически запустивший в 2003 году процесс объединения, продолжает его контролировать. Стимулируя церковные структуры к поиску компромисса, Путин в буквальном смысле возрождает в глазах православных эмигрантов на Западе образ «государя — покровителя православия».
Роль «объединителя Церкви и нации» неблагодарна — противники объединения есть как в РПЦ МП, так и в Зарубежной Церкви. Процесс восстановления единства не пройдет безболезненно. Ему препятствуют исторически сформировавшиеся стереотипы: некоторые представители РПЦЗ называют Московский Патриархат «пособником сталинского режима», в то время как в России часть духовенства и верующих продолжает отзываться о Зарубежной Церкви как о «коллаборантах, сотрудничавших с нацистским режимом». Ноша, которую взвалил на свои плечи глава Российского государства, непомерно тяжела, но, по всей видимости, именно участием в решении этой, казалось бы, внутрицерковной проблемы, Путин хочет оставить заметный след в истории своего президентства.
Как заявил «НГ» секретарь Германской епархии РПЦЗ протоиерей Николай Артемов, «желание Владимира Путина способствовать постепенному сближению Церквей — это часть общей концепции собирания всех русских людей, живущих за границей», и в Зарубежной Церкви к этой инициативе «не могут не относиться положительно».