Православная газета г. Екатеринбург | 16.09.2005 |
Узнав о его местопребывании, гонители послали воинов, которые первым встретили самого Анфима и спросили: где скрывается тут христианский учитель Анфим? Епископ пригласил воинов в дом, радушно угостил их, а потом объявил, что он и есть Анфим. Тронуты были воины незлобием почтенного старца и предложили ему скрыться. «Мы же скажем, что нигде не могли найти тебя». — «Нет, — возразил им святой, — великий грех перед Богом — поступить против правды; преступно — обмануть кого бы то ни было, и тем более своего царя, или допустить обман при исполнении долга. Исполните честно то, что вам поручено; вы ведь не виноваты в исполнении незаконного поручения, возложенного на вас».
Анфим последовал с воинами в Никомидию, а по дороге беседовал с ними. Его слова так подействовали, что во время пути, подойдя к реке, воины пожелали немедленно принять крещение. Анфим же, представ перед гонителями, твердо исповедал свою веру и, мужественно перенеся все истязания, был усечен мечом.
Священномученик Анфим, строгий блюститель правды, не пожелавший, чтобы воины для его спасения допустили, казалось бы, невинный обман, учит нас тому, что каждый христианин всегда должен быть правдивым и поступать сообразно долгу своего звания. Пример священномученика побуждает нас любить правду и избегать лжи. Ведь ложь — великий грех.
Знаем ли мы, откуда происходит ложь? Знаем ли, какой это тяжкий грех и какого наказания заслуживает он как в нынешнем, так и в будущем веке? Когда иудеи лгали на Спасителя, будто Он творит чудеса силой князя бесовского, Господь сказал им: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8,44). Вот откуда ложь, вот кто учит ей, и чьими мы становимся детьми, когда лжем! Причем дьявол учит нас лгать не только посредством лживых людей. Он сам, находясь при устах лжецов, действует ими, как хочет. Пример и доказательство этого мы находим в ветхозаветной истории. Когда дьявол хвалился перед Богом, что может прельстить Ахаава, беззаконного израильского царя, чтобы он вышел на войну и был там убит, то говорил так: «Изыду и буду дух лжив во устах всех пророков Ахаавовых» (3 Цар. 22,22). Дьявол не говорит: научу их, как лгать, а говорит совсем иначе: сам сяду на устах их и буду действовать языком их, как мне захочется. Но пусть не боится лукавого тот, кто говорит правду: ложь — его престол, а уста правдивые — для него как терновник, как острый меч!
Многие считают, что ложь — не такой уж страшный грех, и потому, она стала у нас делом совсем обычным. Но вот что говорит по этому поводу святой апостол Иаков: «Язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает: и язык — огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны… Язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак. 3, 5−6, 8).
Вот почему ложь строго наказывается Господом и в земной жизни и в будущей. «Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь» (Пс. 5,7), — говорит псалмопевец. «Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою, но после рот его наполнится дресвою» (Притч. 20,17). Авессалом, обманом искавший царства, повис между небом и землей. Ахитофел, подававший ему коварные советы против Давида, окончил жизнь самоубийством. Анания и жена его Сапфира, утаившие часть своего имения, пали мертвыми у ног апостола Петра.
А что грозит лжецам в будущей жизни? Вот слово Самого Господа: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов — участь в озере, горящем огнем и серою; это смерть вторая» (Откр. 21,8). Итак, ложь и обман, по учению Христову, происходят от дьявола, лжецы — дети дьявола, который есть отец лжи; ложь не менее тяжкий грех, чем другие, потому что, большей частью, произносится без нужды, добровольно и с намерением.
Неужели, после этого всего, мы еще осмелимся играть с этим адским огнем? Неужели не будем в сокрушении сердца взывать: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных» (Пс. 140, 3−4). Отвергнем же ложь, будем говорить истину, прогоним из сердца и уст духа лжи, и дадим место Духу истины, чтобы не быть нам детьми дьявола, но чадами Божьими и наследниками Царствия Небесного.