Седмицa.Ru | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) | 15.09.2005 |
С первых веков Христианства иконопись воспринималась не просто как изобразительное искусство, а как выражение веры Церкви, «богословие в красках», раскрывающее великую благочестия тайну — воплощение Бога Слова. Поэтому в православной традиции подвиг иконописца всегда почитался особым свидетельством о мире горнем, о реальности, где Бог будет «все во всем» (1 Кор. 15, 28).
Среди многих выдающихся русских иконописцев преподобный Андрей Рублев занимает особое место: его работы, унаследовавшие лучшие традиции византийского церковного искусства, стали символом Святой Руси, выражением ее духовности. В своей всемирно известной иконе Пресвятой Троицы преподобный Андрей зримо выразил учение Церкви о Триедином Боге — Отце, Сыне и Святом Духе. Святые Отцы согласно учат, что для созерцания Бога Троицы необходимо «изменение ума», достигаемое через покаяние. Только чистые сердцем, подобно праведному Иову, могут взывать ко Господу: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (Иов. 42, 5).
Совершенно очевидно, что преподобный Андрей Рублев являлся не только гениальным иконописцем, но, прежде всего подвижником, духовно переживавшим то, что изображала его рука. Именно поэтому он был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви.
Глубоко убежден, что современный человек, потерявший духовные ориентиры и погруженный в ежедневную суету земной жизни, с помощью иконы, возводящей его мысленный взор к Первообразу, может вновь всем сердцем обратиться к Спасителю, «Который, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5, 8).
Желаю организаторам и участникам симпозиума помощи Божией в ученых трудах.
С любовью о Господе
+ АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ