Парламентская газета | Ольга Зенькович | 15.09.2005 |
Согласно российским законам национальные регионы имеют право на сохранение родного языка коренного населения и введение его изучения в учебные программы. Но происходить это должно не в ущерб русскому языку — не просто второму или неродному, но государственному языку, который объединяет жителей России независимо от этнической принадлежности.
С начала 1990-х годов количество людей, изучающих русский за рубежом, сократилось почти в два раза.
— Сейчас идет ожесточенная борьба за расстановку сил в формирующейся информационной цивилизации. Столкнулись образовательные проекты пяти разных культур: американской, корейской, японской, китайской и исламской. А нас выдавливают из этой борьбы, — говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Владимир Никитин.
В странах Центральной и Восточной Европы русский язык исчез из учебных программ многих высших и средних учебных заведений. Так, в Германии только за последний год число учителей-русистов сократилось почти на 30 процентов. На слуху и события в Латвии: там, несмотря на ратификацию Европейской хартии о региональных языках и языках меньшинств, русские были исключены из сферы ее действия и, таким образом, остались без гарантии своих естественных языковых прав.
Между тем проблемы с преподаванием русского языка есть и на территории России. Почти треть регионов страны являются этническими, или национальными. Существуют и многоязычные регионы, объединяющие несколько субъектов Федерации: Крайний Север, Дальний Восток, Якутия, Урал, Поволжье, Северный Кавказ и так далее. Согласно российским законам национальные регионы имеют право на сохранение родного языка коренного населения и введение его изучения в учебные программы. Но происходить это должно не в ущерб русскому языку — не просто второму или неродному, но государственному языку, который объединяет жителей России независимо от этнической принадлежности.
— Как всегда, проблемы возникают с реализацией декларируемых принципов на практике, — говорит начальник секретариата Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Георгий Хруслов. — К сожалению, в национальных школах нередко происходит вытеснение русского языка родным, хотя в соответствии с законами русский язык должен изучаться в обязательном порядке.
Как правило, проблемными являются те регионы, где национальное меньшинство составляет не этническое, а русское население, — Татария, Башкирия, Якутия.
В Российской Федерации 30 родных языков выступают в качестве языка, на котором учат детей, 45 — в качестве предмета обучения. Качество же учебной литературы по русскому языку и родным языкам для школ с родным нерусским языком обучения оставляет желать лучшего. Государство оплачивает издание учебников только для нескольких регионов: Крайнего Севера, Дальнего Востока, Сибири. Соответственно, только в этих регионах есть возможность контролировать качество учебной литературы. В других регионах все зависит от доброй воли местных властей: регион сам решает, посылать учебник на экспертизу в Минобрнауки или нет. Потребовать обязательной экспертизы нельзя.
— Таким образом, государство утрачивает контроль над качеством учебников. Нарушается единое образовательное пространство России и в целом связь между отдельными регионами, народами, — говорит Георгий Хруслов.
Политика некоторых субъектов РФ препятствует нормальному функционированию русского языка как государственного. Например, вводятся ограничения на право занимать определенные должности без знания второго государственного языка субъекта Федерации.
— Все это ущемляет стратегические интересы России, угрожает ее целостности и подрывает основы государственной безопасности. Самый простой пример — кампания в Татарии по переходу на латиницу. Представьте себе армию, в которой служат солдаты, пишущие на разных языках, — приводит аргументы член-корреспондент РАН Юрий Воротников. — Поэтому Государственная Дума вынуждена была принять поправку к Закону РФ «О языках народов Российской Федерации», где говорится, что государственные языки всех субъектов Федерации должны основываться только на кириллице.
Недоразумения объясняются еще и тем, что русский язык и национальные языки субъектов РФ по Конституции одинаково именуются государственными. Взаимоотношения между общегосударственным русским языком и государственными языками отдельных субъектов Федерации призван урегулировать Закон «О государственном языке РФ», первая статья которого гласит, что «в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык».
Пять лет государственная поддержка русского языка осуществлялась за счет Федеральной целевой программы «Русский язык». В ее рамках проводились актуальные научные исследования, повышали свою квалификацию преподаватели русского языка как иностранного, в том числе и зарубежные. Проводились олимпиады и конкурсы, издавались словари и новые учебники, проходили мероприятия по повышению статуса русского языка за рубежом. Как оказалось, на бумаге.
— Я открываю список мероприятий Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2002−2005 годы, — говорит глава Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам Михаил Горбаневский. — Часть первая — научно-исследовательские работы. Раздел первый — «Русский язык как государственный язык РФ, государственная политика в области языка». Пункт первый — финансирование: разработка норм, графическая кодификация русского языка, совершенствование правил русской орфографии, орфоэпии и пунктуации. Источник финансирования — федеральный бюджет. Ожидаемые результаты — подготовка новых правил русской орфографии, орфоэпии, пунктуации, рекомендации по грамматической идентификации русского языка. Все прекрасно, за исключением графы «объем финансирования — 2002−2005 гг.» — всего 100 тысяч рублей. Это, по-моему, объем одного отпускного жалованья депутата Госдумы и члена Совета Федерации. Если мы и дальше будем так относиться к русскому языку, так же финансировать, то никакие законы нам не помогут.
Как сообщили в управлении программ развития в сфере образования Федерального агентства по образованию, сейчас готовится проект программы «Русский язык» на 2006−2010 годы. Особое внимание в этой программе уделяется развитию новых технологий в преподавании, созданию новых поколений учебников, а также проектам, связанным с сохранением русского языка в русскоговорящей диаспоре, с языковой адаптацией мигрантов. На реализацию всей программы предполагается ежегодное выделение федеральных средств в размере пятисот миллионов рублей, но пока эти цифры не утверждены окончательно.
КОММЕНТАРИЙ СЕНАТОРА
Виктор Шудегов,Международное законодательство гарантирует гражданам любой, пусть даже малочисленной нации получать право на образование на своём языке. Именно это международное законодательство сегодня нарушается в балтийских республиках, в Грузии и еще в других наших бывших союзных республиках. И, конечно же, я думаю, надо настойчиво и планомерно требовать исполнения международного законодательства. Мы были в Грузии, и нам говорят, что нет книг на русском языке, спрашивают, можем ли мы ими обеспечить. Конечно, можем! Через бюджет и через всевозможные организации поддержки русскоязычного населения за рубежом.