Нескучный сад | 13.09.2005 |
Протоиерей Максим Козлов
Храм св. мц Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова, Патриаршее подворье. Богослужения возобновлены в 1995 году. На приходе создана воскресная школа (профиль — духовное пение), осуществляется бесплатное консультирование по правовым вопросам, организуются бесплатные паломнические поездки для детей из малообеспеченных семей за счет подворья. Иногородним студентам предоставлена возможность регулярной подработки в качестве преподавателей или помощников по хозяйству в семьях обеспеченных прихожан. При храме издается газета «Татьянин день». Действует учебная консультация, помощь при поступлении в вузы (в особенности для юношей и девушек из малообеспеченных семей), помощь при нахождении бесплатного или предельно дешевого жилья для иногородних студентов, аспирантов, молодых преподавателей.
Протоиерей Алексий Потокин
Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне открылся в 1990 году. При храме действует одноименный духовный центр, воскресная школа, православная гимназия. Прихожане храма участвуют в работе детского дома-интерната для умственно отсталых детей N8.
Протоиерей Сергий Правдолюбов
Храм Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Построен в середине XVII века. В 1991 году возвращен Церкви. С тех пор храм успешно восстанавливается на средства общины. Приход занимается издательской деятельностью (приходской журнал «Киприановский источник», книги и брошюры богослужебного, научного и житейского содержания). В воскресной школе кроме Закона Божиего преподается иконопись, пение, рукоделие, а подросткам — иконография, церковное зодчество, начала журналистики, выпускается детская газета. Действует родительский клуб. Совершаются крестные ходы к местным святыням и молебны у них.
Никакой приватизации подсвечников!
— Как создавался ваш приход?о. Сергий ПРАВДОЛЮБОВ: Наш приход, можно сказать, открылся для местных жителей и таким остается до сих пор.
В основном наши прихожане — энергичные рабочие люди самых разных профессий. Молодые мамы, папы и их дети. Бабушек старых у нас мало.
Люди с детьми знакомятся между собой очень быстро. Передают друг другу одежду, обувь. Информацию — куда идти и что делать. Бывает смешно, когда дети передают ботиночки один другому, и вдруг третий, более старший ребеночек говорит: «Это мои ботиночки». А в этих ботиночках уже 12 детей отходило. Это общение — естественно, просто и обычно.
У нас с самого первого дня есть служба, которая занимается раздачей одежды. Людям трудно выбрасывать одежду, и они приносят ее в храм. Этой службе уже 15 лет. И вы знаете, люди с удовольствием берут одежду и обувь. Мало того, однажды у нас взял пальто… один архиерей — представляете! Это было невероятно, мы так радовались! У нас есть список наиболее неимущих людей нашего прихода, которым мы помогаем в первую очередь.
Как-то у нас в храме замироточили десять икон. Так вот, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» замироточила по-особенному: миро было только по контуру Пресвятой Богородицы и ангела, держащего надпись «Нагим одеяние». Мы увидели в этом особый знак, небесный отклик на наше социальное служение. И до сих пор занимаемся этим делом.
Алексий ПОТОКИН: В 1990 году, когда отца Георгия Бреева назначили в Царицыно настоятелем, здесь все тонуло в грязи. Даже полы в храме были земляные. Вспоминаю это время как трудное, но очень благодатное. Многие из тех, кто с самого начала помогал восстанавливать храм, стали дьяконами, священниками, некоторые — старостами и помощниками старост в других приходах.
С самого начала отец Георгий Бреев сказал, что будущее прихода — духовный и просветительский центр. Как только в храме начались регулярные богослужения, была создана воскресная школа, а уже вокруг нее развернулась просветительская, издательская деятельность.
Современный приход в большом городе очень многомерный. Есть постоянные прихожане, которые не только участвуют в таинствах, но и соборно несут возложенные на храм послушания. Окормление больниц, домов престарелых, посещение болящих и стариков на дому невозможно без их помощи. А есть люди, которые причащаются раз в год. Немало и таких, кто внутренне уже признал Христа, иногда посещает богослужения, но еще не осознал необходимости таинств. Мы не отталкиваем этих людей, наоборот, в большей степени именно на них ориентирована наша воскресная школа. Там мы пытаемся рассказать им о Церкви, укрепить в православии. Кто-то из них потом становится нашим прихожанином, а кто-то уходит в другой храм, но разве это потеря? Ведь Церковь едина. Человек у нас положил начало, обрел веру, и нам не обидно, если он потом находит духовника в другом приходе. Очень многие приходят сегодня в храм просто за помощью. Им плохо, у них случилась беда. Их приход связан даже не с верой, а только с лучом надежды. Во многом от нас зависит, зажжется ли постепенно в их сердце огонек веры.
о. Максим КОЗЛОВ: Мы формировались как новый храм с традициями, которые только начинали складываться. Например, пресловутых «сердитых старушек» у нас нет как класса. Сразу было решено: никакой «приватизации» подсвечников. За слово осуждения, сказанное человеку, например за «левую руку» (что якобы нельзя передавать свечку левой рукой), последует строгое взыскание. Это говорилось и с амвона и лично. Разрешено делать замечания детям только тем, кому это поручено. Не разрешается поучать родителей, как им воспитывать своих детей.
Я думаю, приход начинается тогда, когда вслед за богослужебной жизнью имеет место ее естественное развитие — христианское общение православных людей. «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете любовь иметь между собою» (Ин., 13, 35).
По мере роста прихода появляются «кристаллики» общины — по направлениям деятельности. Община — более узкое понятие. Оно подразумевает большую концентрацию совместных усилий в конкретном направлении: например, воспитание детей, издательское дело — или даже послушничество, окормление у одного священника. Когда приход разрастается (сверх 300−400 человек), в нем появляется несколько общин. У нас есть ряд «проектов», которые объединяют прихожан. Например, школа духовного пения. В ней около 150 человек: дети и их родители. Или газета при храме, вокруг нее собирается довольно много молодежи, которые ее делают. Миссионерские паломнические поездки собирают очень много людей: иногда едем тремя автобусами. Как правило, это члены прихода, но случается, они приводят своих друзей, стремящихся обрести веру. Правда, священник следит за тем, чтобы число новоначальных было ограничено, а сама поездка не превратилась в просто туристическую.
Примерно раз в год устраиваем миссионерские поездки, людей там меньше. Но они так же объединяют какую-то активную часть прихожан. В этом году мы собираемся в Сибирь, в Барнаул, в Алтайский край.
Еще мы создали бесплатную юридическую службу из числа студентов, учащихся на юридическом факультете, и прихожан с юридическим образованием. Три раза в неделю каждый человек, является он нашим прихожанином или нет, может получить бесплатную юридическую консультацию. Это тоже часть приходской жизни.
— Чтобы организовать жизнь прихода, вам пришлось как-то специально призывать людей, раздавать задания? Что у вас шло от настоятеля, а что по инициативе самих прихожан?
о. Алексий ПОТОКИН: Никакие методики не помогут создать приходскую жизнь. Основа прихода — деятельные, инициативные люди. Если таких людей много, дело спорится. А бывает, что человек устанет, благодать его временно оставит, послушание превращается в тяжкую повинность, и дело сразу начинает затухать. А когда человек трудится с радостью, жизнь прихода и все вокруг расцветает.
Современный приход очень похож на врачебницу. Мы знаем, что в больнице одни пациенты способны ухаживать за соседями, а другие (например, парализованные или временно неподвижные) требуют только внимания и попечения. Так и здесь — приход состоит из людей деятельных и людей, нуждающихся в попечении. Прекрасно, что в Церкви есть место всем — больным, брошенным, отвергнутым. Некоторых мир изгнал (возможно, и по их вине), но в храме их принимают, терпят, по возможности заботятся о них. И эти люди тоже обогащают Церковь. Они — не обуза, а равноправные члены общины. Просто участвуют они в ее жизни своеобразно.
о. Максим КОЗЛОВ: В основном все устраивалось по мере жизненной необходимости. Но что-то мы пробовали организовывать и целенаправленно.
Например, создали воскресную школу. У меня даже мысли не было, что она будет с уклоном в церковное пение (у меня ни слуха нет, ни голоса). Но скоро стало понятно, что просто воскресная школа «прокручивается». Необходим какой-то стержень специализации, иначе через два-три года становится непонятно, как дальше учить и что требовать от учащихся. А тут образовался законченный образовательный цикл: Закон Божий, церковно-славянский и греческий языки. Но в центре — пение, причем петь могут практически все.
Другой пример: газета «Татьянин день» образовалась по инициативе прихожан, священноначалию осталось только поддержать ее. То же с юристами — ребята пришли и сами попросили попробовать. Миссионерские поездки предложил ваш покорный слуга. Не очень нужны оказались лекции профессоров из духовной академии (в продаже много их кассет и книг) или университета, а музыкальные концерты (духовной и светской музыки) вдруг стали очень востребованны.
Хороший приход, на мой взгляд, прежде всего там, где общение прихожан включает в себя не только совместное чаепитие после литургии, но и подразумевает взаимную помощь: в учебе, в работе, в оказании медицинских услуг. Посидеть с детьми, посочувствовать человеку, когда ему трудно, поддержать, когда нужно, и материально. Это лучше получается, когда естественно идет от человека к человеку, и не нужно создавать социальный институт, например, для сбора одежды многодетным семьям.
Очень важно, чтобы приход был открытым для внешнего мира. Чтобы он не замыкался в сообщество людей, которым друг с другом хорошо и нет никакого дела до тех, кто вне их прихода. Открытость заключается в способности и желании видеть боль и проблемы тех людей, кто пребывает вне храма и кому можно было бы помочь.
о. Сергий ПРАВДОЛЮБОВ:— Все получилось как-то само собой. Мне кажется, что такое самозарождение более свойственно Православию, чем жесткая организация с фондами и финансированием, на западный манер.
Лично я всегда боялся превращения прихода в общественную организацию. Я думаю, что такая община, как практикует, например, отец Георгий Кочетков, нам глубоко чужда. Я разговаривал с одной женщиной из кочетковской общины, она очень тяготится тем, что обязана присутствовать на их собраниях. Ей все время поручают то-то и то-то, и она чувствует себя несвободной. Когда человеку, которому по природе свойственно сосредоточенное созерцание и молчание, говорят: делай то, делай се, — он начинает этим тяготиться. И это может отвратить его от прихода.
Другое дело — бывают на приходе люди именно одинокие в жизни. Они могут и на приходе чувствовать себя одиноко, а если заболевают, тогда и подавно. У нас на приходе есть такие люди — некоторые прихожане посещают их, созваниваются с ними, помогают им. Но делать в своем приходе такую общину, для которой я был бы игуменом, я не могу и не хочу.
Человек, приходящий в храм, постепенно сам начинает общаться с другими прихожанами. Конечно, бывают и трудности, и тогда нужно помочь. Мне, например, однажды пришлось выступить в роли свата. У влюбленного человека не было никого — ни мамы, ни папы, помочь некому. Тогда я сам пошел сватать, а что делать? Это естественно. Раньше, когда родители умирали, ребенка брал на воспитание крестный отец. А сейчас институт крестных стал несколько другим. Зато могут помочь батюшки. У нас на приходе так бывает, хотя это вовсе не значит, что все браки на приходе оказываются счастливыми, бывает по-разному.
Когда у наших прихожан рождаются дети, то после крещения мы стараемся подгадать так, чтобы обряд воцерковления был совершен в воскресный день. Приходят молодые родители, братья и сестры воцерковляемого младенца, стоит весь приход. Перед причащением мирян я, памятуя, что рождаемость в России падает страшными темпами, выхожу из алтаря и объявляю: братья и сестры, у таких-то людей родился младенец, и сейчас мы его торжественно воцерковим! Все слушают молитвы сорокового дня маме, все видят, как я вношу в алтарь младенца, а потом в первый раз его причащаю, и все радуются. Вот это общинность, это участие всего прихода в жизни одной семьи. В древности так и было. А я еще обращаюсь в такой момент ко всем прихожанам: а почему я сегодня только одного младенца воцерковляю? Где остальные? Почему не рожаете, давайте рожайте!
Место для каждого
— Должна ли жизнь прихода быть интересной? Или это понятие неприменимо к приходской жизни?о. Алексий ПОТОКИН: Я сторонник интересной жизни, но считаю, что она должна складываться естественно, от избытка сердца. Захотели люди остаться на общую трапезу, потом придумали совместное дело. Пожалуйста! Мы постоянно ездим в паломнические поездки. Наши священники идут к прихожанам, куда их зовут. Меня часто приглашают на беседу матери-одиночки, инвалиды, ветераны — среди православных таких в наше время тоже много. Еженедельно собирается молодежная группа. Они вместе трапезуют, вместе гуляют по Москве, вместе ездят по России.
Общение — тело жизни. Хорошо, когда оно складывается в общине. С другой стороны, тело должно подчиняться душе. Если есть главное, остальное не всегда необходимо. Кто-то живет очень напряженной жизнью на работе и в семье. Поверьте, церковные таинства нас очень глубоко объединяют. А богослужения? Прощеное воскресенье, когда мы все просим прощения друг у друга. Поминальные службы родительских суббот — службы глубокого единения людей. Я уж не говорю о Пасхе.
о. Максим КОЗЛОВ:— Всем нам хочется, чтобы наша обычная жизнь не замыкалась в однообразном цикле: работа-еда-магазины-сон. И приходской жизни тоже нужны праздники, как для детей, так и для взрослых. Например, на Рождество мы решили сделать нашим детям необычный сюрприз. Дед Мороз подарил ребятам большую красивую коробку. Когда они развязали бант, из коробки вылетело 50 живых тропических бабочек — больших и необыкновенно красивых. Были изумлены не только дети, но и их родители, а восторгу не было предела! Но второй раз ведь это не сделаешь. Поэтому нужно искать что-то еще. Такая же работа ведется и для молодежи, и для взрослых.
Но приход — это все же не клуб по интересам. Вся работа идет не ради тусовки, а является неким подспорьем ради устремления к Богу.
Опасность в том, что само богослужение может стать «бесплатным приложением» ко всем этим инициативам. Что-то вроде: «Конечно, мы ходим на службы. Но вообще-то самое интересное начнется потом». И здесь нужно сдерживать некоторые инициативы и правильно расставлять акценты. В молодежной среде тенденция «околоцерковной тусовки» периодически прорастает. Ее надо регулярно выпалывать. Например, заметил, что весной-летом молодежь наша как-то странно кучкуется после службы и куда-то собирается идти. «Куда вы?» Оказывается, пиво пить в Александровский сад. Пресек на корню.
— Многие жалуются, что чувствуют себя и на приходе одиноко. Как найти свое место в приходе? Все ли, на ваш взгляд, должны участвовать в жизни общины? Всегда ли плохо, когда прихожане после службы расходятся, а не идут на трапезу или послушания?
о. Максим КОЗЛОВ:Новые люди, приходя в наш храм, часто говорят: «Батюшка, мне у вас понравилось, что я могу делать? У меня такая-то профессия…» Как правило, отвечаешь им: начните с регулярных посещений богослужения. Самое главное — молиться вместе. И откликайтесь на общие призывы. Привыкните к мысли о том, что вы здесь не в гостях, а дома. И постепенно сами увидите, к чему ляжет ваше сердце и к чему Господь расположит ваши возможности. Обретение своего дела происходит естественно. Человек, посещающий регулярно храм, постепенно знакомится с людьми. Шаг за шагом выясняется, куда его Господь выводит, к чему он может приложить свои руки. Иногда это дело совсем не связано с задумками о своей полезности на приходе. Он может просить «порулить», а выяснится, что не забыл, как гвозди забивают или провод прокладывают. В итоге окажется, что это у него лучше всего и получается.
о. Алексий ПОТОКИН:Путь в общине в чем-то легче. Но у людей разные характеры, разные возможности. Мы должны уважать каждую судьбу.
Если кто-то после литургии идет домой, я не вижу в этом ничего плохого. Все-таки основа единства — наша общая трапеза с Богом. Много значит индивидуальное общение священника с прихожанами. Сейчас у меня в кармане лежит записка — двое прихожан просят прийти к ним на чай. Значит, им нужно побеседовать. Когда я только начал воцерковляться, тоже испытывал потребность в приходе священника домой. Не так много у меня тогда было вопросов, но в связи с приходом священнослужителя я иначе понял обстановку в семье, наш быт. Бывают ведь и молчаливые вопросы, и ответы мы на них получаем тоже молчаливые. Человек должен понять себя. Пока он не осознал себя как личность, не утвердился в вере, ему нечего принести другим людям, трудно общаться с ними. Он еще не готов переустраивать свои мирские дела. Это проще, когда укрепится вера. Я считаю, что нельзя дать всем универсальный совет. Нужно к каждому подходить индивидуально.
В Церкви легче преодолеть одиночество, потому что здесь присутствует Бог. Там, где я не могу прийти на помощь, Он обязательно придет. Но эти отношения должны быть взаимными. Бог каждому из нас готов отдать все. Но способны ли мы попросить, пожелать? Человек должен не приходить в общину как иждивенец, но приносить посильные труды. Мы все горды и эгоистичны. Но если мы поймем, что не оставлены Богом, это уже победа. А когда человек понимает, что рядом такие же эгоисты нашли Бога, возникает общность. Если я, одинокий, чувствую, что здесь же утешается и другой одинокий, это уже определенное общение. По-моему, здорово!
Я считаю, что для современной общины актуальна идея богадельни в миру. Где все о нас немножко заботятся. Начало такой общины — готовность терпеть друг друга. Мы стали такими раздраженными, нетерпимыми, непримиримыми, что одна способность сдержать себя, принять другого грешника таким, какой он есть, будет очень высоким достижением внутренней жизни общины. Хотя и не очень заметным внешне.
о. Максим КОЗЛОВ:Христианство устанавливалось Спасителем как некое единство верующих людей между собой. Не должно быть такого: «В церковь я хожу, батюшке исповедуюсь, в таинствах участвую, больше и ничего не надо — я хороший человек». Нет, мы в церкви должны быть ближе друг к другу.
Детям (школьного и дошкольного старшего возраста) исключительно важна нормальная социальная среда церковного общения. Им необходимо общаться со сверстниками, с которыми у них общее мировоззрение, обсуждать друг с другом те же фильмы или книги. На приходе нет диктата силы (как в регулярной школе до конца среднего возраста), нет маразматических подростковых приоритетов, и дети могут нормально общаться.
Для молодежи приходская жизнь нужна по той же самой причине — мы решительное меньшинство в социуме. И конечно, молодого человека окружающие соблазны влекут жить так, как все вокруг живут. По принципу — бери от жизни все, пока молодой. Очень трудно в университете выстоять одному как православному человеку, когда даже не с кем за чашкой чая обсудить насущные духовные и мирские проблемы. Плюс надо думать и о нормальной семье. Где он найдет спутницу жизни с аналогичным миро воззрением, как не в храме? Бывает, конечно, Господь пошлет чистого человека, которого ты приведешь в церковную ограду. Но это все же случайность.
Конечно, нет ничего плохого, если у человека дома семейные дела и он уйдет. Нужно не заставлять, а дать возможность общения после богослужения, если превращать приходскую жизнь в ритуал, это будет что-то ненормальное.
Плащаница для святителя Николая
— Приходилось ли вам обращаться за помощью к прихожанам?о. Алексий ПОТОКИН:В свое время отец Георгий был в Бари и был поражен, что на мощах святителя Николая нет достойного облачения. После возвращения он с амвона обратился к прихожанам, чтобы мы собирали пожертвования на плащаницу. За несколько лет только на пожертвования удалось сделать прекрасную плащаницу… А вообще просить деньги с амвона у нас не принято. Но если с кем-то случается беда, люди помогут.
о. Максим КОЗЛОВ:Периодически, по самым разным случаям. Из последнего: нужно было подыскать жилье девушке из Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Двум прихожанкам, работницам университета, нужно было помочь с регистрацией. Нет регулярной машины на приходе, а нужно вывезти книги на выставку. Или к Пасхе нужно окна помыть. Иногда это сбор средств на реставрационные работы. Например, сейчас нужно восстановить клиросный балкон.
— А как решается на приходе проблема сосуществования разных по социальному или культурному уровню людей?
о. Сергий ПРАВДОЛЮБОВ:С самого начала в Церкви были люди богатые, как Иосиф Аримафейский, и нищие. Когда люди смотрят на батюшку, у которого сильно изношены ботинки, их не смущает роскошь стоящего рядом человека. Я уже много лет обувь и прочее не покупаю, а выбираю из того, что приносят. До чего дело доходит: знаете, как в «Формуле-1», машина останавливается, и ей прямо сразу колеса меняют. Вот и я также иду как-то раз по храму, а мне прихожанка говорит: «Батюшка, сними ботинки!» Я: «Что это за грабеж средь бела дня?!» А она говорит: «Снимай. Вот эти померяй. Хорошо сидят? Хорошо. Все, иди дальше, эти я сама выброшу». И так у меня два или три раза было. Нас не смущает, что кто-то приезжает на «Мерседесе» — это его дело.
о. Алексий ПОТОКИН:Главная точка пересечения всех нас — Христос. Он нас роднит. Внешняя жизнь начинает складываться от избытка внутренней. Когда человек полон Христовой радостью, ему хочется поделиться ею со всеми. Я не считаю, что друг должен быть таким же, как я. Мне нужен друг иной, другой. Например, один из наших диаконов очень силен физически. А у меня слабое здоровье. Абсурдно мне было бы доказывать, что Церкви не нужны физически развитые люди. Наоборот, меня радует, что богатырь верует в Бога! Всем нам есть чем дополнять друг друга. Человеку ученому часто не хватает сердечности, и он учится этой сердечности, доброте у простых людей.
Первое, что открывается человеку, нашедшему Бога, — ему нужны другие люди.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=15§ion=9999&article=299