Интерфакс-Религия | Протоиерей Всеволод Чаплин | 12.09.2005 |
Музыка Пярта, наверное, привлекает западного слушателя именно тем, что она — посреди какофонии современной цивилизации, гонящейся за горделивым самовыражением, — возвращает человека к гармонии Эдема и напоминает ему о будущей гармонии Небесного Царства, призывая войти в него. Душа Пярта — вселенская, она обращена к людям всех времен и народов. Это позволяет полагать, что интерес к его творчеству не продиктован модой на экзотический «поставангардный минимализм», но связан с глубинной тоской человеческого сердца по утраченному и взыскуемому раю, по общению с Творцом.
Пярт — не только эстонец (хотя он очень любит свою родину), не только прихожанин того или иного православного храма (хотя его нередко можно видеть в Иоанно-Предтеченском и Пюхтицком монастырях), не только один из наиболее известных композиторов современности. Он — человек, который актуален для разных мест, разных сообществ и, будем надеяться, для разных эпох.
Впрочем, в России его творчество малоизвестно, несмотря на полученную в 1997 году премию «Триумф». Почти все записи произведений Пярта, которые можно купить в наших магазинах, изданы в Западной Европе. На концертах эту музыку услышишь совсем не часто, особенно на фоне тенденций к преимущественному исполнению «100 Classic Greatest Hits». Войдя в неформальную группу «заговорщиков», которая втайне от композитора стала готовить празднование в Москве его 70-летия, автор этих строк при разговорах с сильными мира сего чаще всего сталкивался с непониманием: что, эстонский композитор? Классический? Религиозный? А при чем здесь мы?
Впрочем, как знать: может быть, именно 70-летний юбилей композитора, впервые замеченный нашими средствами массовой информации, откроет Пярта для широкой российской публики. А вместе с тем откроет православие для той части нашей интеллигенции, которая считает его «отсталой верой», которую нам якобы нужно отправить в прошлое ради шествования к светлому будущему по западному пути.
Само признание Пярта в Европе — это знак усталости «старого света» от культуры неона, шума, крика, лицемерных улыбок. И одновременно — предостережение нам: настоящий путь к себе и к Богу не лежит на магистральных трассах современности.