Православная газета г. Екатеринбург | 09.09.2005 |
Так строго преподобный соблюдал свой обет отречения от мира, что даже отказался от свидания с матерью, когда она пришла навестить своих детей. И только по настоятельному убеждению братии он подошел и сказал ей: «Если ты великодушно перенесешь временную разлуку с нами, то в будущей жизни будешь видеть нас; так мы надеемся на человеколюбие Божие!». Утешенная этим мать ушла и более не отвлекала своих сыновей от подвига выбранной ими жизни.
Между тем преподобный Пимен, тяготясь своей все возрастающей славой, избегая почитания людей, скитался в продолжение нескольких лет по разным местам. Затем он вернулся в египетскую пустыню и оставался здесь вплоть до своей кончины, продолжая свое суровое подвижничество, но вместе с тем не оставляя людей своими наставлениями.
Однажды иноки спросили преподобного: «Следует ли, видя согрешение брата, умолчать и покрыть грех его?». — «Следует, — отвечал старец, — если покроешь грех брата, то и Бог покроет твой грех». «Я слышал, — сказал один из братии, — неприличное об одном нерадивом брате. И так соблазняет меня его жизнь, что я даже хотел отойти отсюда». «А правда ли то, что ты слышал о брате?» — спросил преподобный. — «Правда, потому что мне передал о нем один верный человек». — «Нет, он не верный человек, — возразил подвижник, — если бы он был верный, то никогда бы не сказал тебе худого о брате. А ты, чего не видел сам, о том не верь и другому, да если и своими глазами увидишь, то не тотчас верь». Тогда иноки спросили: «Но какой же ты дашь ответ Богу, что, увидев согрешающего, не обличил его?». — «Я скажу: Господи! Ты повелел прежде вынуть бревно из своего глаза, а потом извлекать сучок из глаза брата. Я исполнил повеление Твое».
Обратим внимание на это наставление преподобного Пимена и будем воздерживаться от осуждения наших ближних.
В своей частной жизни мы не имеем права осуждать ближних. Только Господь имеет власть судить неблагодарного грешника и, позволяя себе судить о действиях человеческих, мы восхищаем право Божие. А это не есть ли величайший грех перед Богом?
Мы не должны осуждать поведение ближних и потому, что не в силах составить о человеке правильное суждение. Смотря на поступки человека, не трудно ошибиться. Суд наш будет основываться только на внешних признаках, которые могут не соответствовать внутренним качествам. Предоставим же это дело тем, кого Господь поставил вязать и решить совесть людей по их чистосердечному признанию перед лицом Божиим. Быть может в то время, когда мы осуждаем ближнего, он уже в слезах и сокрушении раскаялся и испросил у Бога прощение. Быть может, осуждая ближнего, мы становимся орудием клеветников. Быть может, мы глубоко заблуждаемся, осуждая людей за то, за что их нужно уважать и одобрять.
Еще более должно удерживать нас от осуждения сознание того, что через этот грех мы сами навлекаем на себя осуждение от людей и от Бога. «Не судите, — говорит Господь, — да не судимы будете» (Мф. 7, 1).Часто мы осуждаем ближнего за то, в чем виноваты не меньше, но извиняем себя. Осуждая таким образом других, не осуждаем ли мы вместе с тем и себя? «Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же (судом), каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим. 2, 1).
Что же нужно делать, чтобы не осуждать ближних? Всегда быть внимательными к себе. «Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 5). Этими словами Спаситель учит нас быть внимательными, замечать собственные слабости, недостатки и погрешности, чтобы тем самым истреблять в себе худую склонность к осуждению.
Авва Пафнутий рассказывал о себе: «Однажды, путешествуя, сбился я с дороги, ибо был туман, и очутился близ одного селения. Там увидел я некоторых, бесстыдно разговаривавших между собой. Остановившись, начал я молиться о грехах своих. И вот явился мне ангел с мечом и говорит: «Пафнутий! Все осуждающие братий своих погибнут от меча сего! Но ты не осудил, а смирился перед Богом, как бы виновный в грехе. Посему имя твое вписано в книгу живых». Другой благочестивый старец, когда видел, что брат согрешил, со вздохом говорил: «Горе мне! Как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра». А вот как поучает нас преподобный Иоанн Лествичник: «Вот один из самых кратких путей, ведущих к получению прощения грехов, а именно — не осуждать! Если вы не судите, то и вас не будут судить».