Русская линия
Правая.Ru Светлана Санькова09.09.2005 

Кто убил святителя Кукшу?

Все знают, что память преподобного Кукши чтят 9 сентября, а год его кончины у историков разнится. Известно, что страшную кончину друга своего прозрел преподобный Пимен Постник, о чем он и возгласил посреди соборного храма: «Брат наш, Кукша, в сей день на рассвете убиен был от неверных»

Нет для мирянина вернее поговорки «Один в поле не воин». Он потому и мирянин, что является частью мира и силен мировым сообществом. Иное дело монах. Это греческое слово буквально и означает «одинокий». Сам он выбирает себе тяжкий труд одинокого воина Христова. Именно это необходимо помнить нам мирским почитателям старины, дабы с нашими повседневными заботами не впасть в обман, обращаясь к событиям от нас далеким.

Едва укрылся от мира в Киевских пещерах первый монах земли Русской преподобный Антоний, как со всех ее уголков потянулись к нему люди, и среди первых — друзья Пимен и Кукша. Написано о священномученике, преподобном иноке печерском Кукше много. И всякий, казалось бы, знает про его апостольский подвиг, и про мученическую кончину. Но не покидает чувство, что знание это какое-то не полное.

Все знают, что память преподобного Кукши чтят 27 августа/9 сентября, а год его кончины у историков разнится. Современные издания относят ее к 1113 г., Г. М. Пясецкий — к 1141 г., а «Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви», вышедший в 1862 г., вообще сообщает, что Кукша начал проповедь среди идолопоклонников вятичей лишь в 1215 г. Вот и получается у нас разница в 100 лет. И каких лет в жизни Руси!

Конец XI века принято характеризовать вспышкой языческой активности, которая по сути являлась движением волхвов. Волхвы на Руси вовсе не были оставшимися после Крещения безработными языческими жрецами, какими их часто изображают. И при язычестве молились они иным богам, вели жизнь обособленную. С принятием Христианства воззрения их трансформировалось, но поведение осталось прежним. К концу XI века и для христианства, и для язычества, они были одинаково опасны, так как сущность их учения составляла чудовищную смесь того и другого, будучи противна тому и другому. Сводилась же она к разделению в человеке тела, созданного темными силами из ветоши, и данной Богом души. Поэтому проповедовалось истязание тела (как собственного, так и ближнего своего) для сохранения божественной чистоты души, которая вскоре должна предстать перед Богом, ввиду близящегося конца света. Волхвы утверждали, что лишь им доступно общение с Богом, которое происходило через духов, изображаемых христианами на иконах в виде бесов. Как видим, миропонимание волхвов в корне отлично от славянского язычества.

Вследствие начавшейся в 1067 г. княжеской усобицы за Новгород, в ходе которой князья не гнушались клятвопреступлениями, государственная власть стала слабеть и терять свой авторитет. По русской земле поползли предсказания бед и потрясений. Волхвы — люди энергичные — не могли не воспользоваться ситуацией для пропаганды своих идей. Природные явления так же давали почву для мрачных прогнозов. Так в Ростово-Суздальской земле волхвы, поднявши народ, измученный наступившей засухой сменившей проливные дожди, грабили селения и даже разоряли погосты. Заманчиво увидеть за этими действиями реакцию языческой Руси на насильственную христианизацию, или, к примеру, восстание угнетенных трудящихся масс. Но в Белоозере жертвами этого движения стали беззащитные женщины. Именно их волхвы обвиняли в поразившем край голоде. В доказательство они разрезали несчастных, доставая из тел хлеб и рыбу. Народ смущали не только на окраинах. Пророчествующие волхвы появлялись в Новгороде и Киеве, Ростове и Муроме, а в Полоцке люди видели «бесов белым днем».

К этому времени игуменом Киево-Печерского монастыря стал преподобный Никон. Этот момент очень важен для установления даты оставления Кукшей обители. Известно, что друг его преподобный Пимен Постник вместе с игуменом Никоном выступили с разоблачением «прельщенного бесом» монаха Никиты Затворника. Нестор летописец, будучи сам участником этих событий, преподобного Кукшу не упоминает, следовательно, к этому времени Кукши в Киеве уже не было, но он был еще жив. Как указано в «Киево-Печерском патерике», земная жизнь св. Кукши оборвалась в один день с жизнью его друга, Пимена Постника. Заметим, что имени ученика и помощника преподобного Кукши Никона «Киево-Печерский патерик», написанный Нестором, не упоминает. Однако черниговцам имя Никона было известно, следовательно, пришедший из далекого Киева Кукша помощника нашел уже в Чернигове.

На что же надеялся Кукша, покидая братию и верного друга Пимена, отправляясь в земли, населенные людьми лишь союзнически связанными с черниговскими князьями и не подчиняющихся законам княжества? Вятичи, как и все люди, хотели жить в мире, а залогом всякого мира было согласие. Как бы ни была трудна и сложна жизнь, но волхвы, призывающие к убийству христиан, толкали людей на еще более невыносимое существование. Убийство невинного человека, а при многобожии невозможно считать виной предпочтение одного бога другому, разрушало душу человека. Характерно, что смущающие людей волхвы появлялись в разных частях Руси внезапно, то есть не были местными и вели странствующий образ жизни.

Преподобный Кукша выступил против отступников опоясанный мечом духовным. Предсказаниям и фокусам волхвов он противопоставил истинные чудеса: «бесы прогна, дождь с небесе сведе, озеро иссуши и на различна удивительная знамения проследоваша…». Многолетнее пребывание Кукши и ученика его Никона среди вятичей говорит о том, что чувствовал преподобный себя среди этого народа в безопасности, а опасность грозила лишь от тех, кто, прельстившись волхвами, ни о себе, ни о своих близких не думали. Сама мученическая смерть преподобного может осветить нам многое. Известно, что страшную кончину друга своего прозрел преподобный Пимен Постник, о чем он и возгласил посреди соборного храма: «Брат наш, Кукша, в сей день на рассвете убиен был от неверных». Не толпа оголтелых язычников накинулась белым днем на пришедшего к ним проповедника, растерзав его в порыве преданности язычеству. Убийцы пришли к преподобному Кукше и Никону ночью тайно. И смерть их была не мгновенной, а претерпели они многие мучения. В завершении изуверы отсекли святому голову, что вообще странно для Руси. Само ночное глумление, делало его соучастниками темные силы, скрывающиеся от солнечного, то есть божественного света. Еще недавно бытовавшее выражение «тать ночной» обозначало не столько само преступление сколько его характер. Известно и то, что всякий славянин не бросил бы тело покойного, обрекая себя и потомство на мщение вурдалака. Не говоря уже о простом законе гостеприимства: убийство одиноких и беззащитных странников делало поселение уязвимым не только от гнева своих богов и демонов, но и открывало его для таинственных сил извне. Если виновники и были язычники, то верили они в какое то свое неизвестное другим язычество. Потому видно преподобный и назвал их не погаными (термин для XI века, да и позднее не обидный, а лишь синоним не христианина), а неверными.

Как же люди, среди которых жил священномученик, отнеслись к содеянному, и был ли напрасен подвиг преподобного? Известно, что нетленные мощи Кукши почевают в пещерах Антониевых среди прочих основателей обители, значит кто-то заботливо перевез их по неспокойным русским дорогам, из лесов близ Мценска в далекий Киев.

Преподобный Кукша выступил один против заблуждений поразивших народ, далекий от Печерской обители. Один из первых русских монахов отправился к этому народу, и не походы Святослава, а жизнь и смерть преподобного связала вятичей со всей Русской землей. Гроза половцев, Владимир Мономах в поучении детям вспоминал как великий подвиг поход с дружиной на вятичей. Преподобный же Кукша один отправился в неведомые земли, и нашел в дороге ученика и друга и возможность вернуть веру обманутому народу. Мирской историк может добавить, что там же нашел он и мученическую смерть, но в тот же день смерть постигла и друга его преподобного Пимена Постника в тиши Киево-Печерского монастыря в окружении братии. Ведь Сущность монашества не в бегстве от мирских забот, а в поиске в сердце своем тех неизвестных человеку, но известных Богу сил, которые и позволят ему совершить поступок во славу его, даже если он и останется не замечен людьми, или не понят.

http://www.pravaya.ru/faith/16/4768


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика