Русская линия
Вечерний Новосибирск Валерий Мельников08.09.2005 

Икона, спасшая Россию
Сегодня Русская Православная Церковь празднует день Владимирской иконы Божией Матери

Это один из трёх праздников, посвященных Владимирской иконе. Сегодняшний установлен в честь события, происшедшего ровно 610 лет назад. Как указано в православном календаре — «празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году». И хотя в наименовании праздника указано «спасение Москвы», фактически спасена была вся Россия. Чтобы понять значение этого события для нашей страны достаточно вспомнить то сложное положение, в котором она оказалась через пятнадцать лет после Куликовского сражения, 625-летие которого широко отмечается в этом году.

Славную победу русских войск над Батыем, современники восприняли как последний эпизод проклятого татаро-монгольского ига. Вот как описывает Н. Карамзин возвращение великого князя Дмитрия с места сражения: «Шествие его от Куликова поля до врат Кремлёвских было торжественно-непрерывным. Везде народ встречал его с веселием, любовию и благодарностью; везде гремела хвала Богу и государю. Народ смотрел на Дмитрия как на Ангела-хранителя, ознаменованного печатию Небесного благоволения». Но, как дальше пишет историк, «сие блаженное время казалось истинным очарованием для добрых россиян: оно не продолжилось!»

Поражение на Куликовом поле для хана Батыя оказалось не последним. В этом же году в битве под Калкой его напрочь разбивает соплеменник хан Тохтамыш, объявивший себя наследником Чингизова царства. И уже через год новый ордынский правитель присылает в Москву послов с требованием всем князьям, как в былые времена, явиться в Орду. Не забывшие вкус победы на Куликовом поле россияне отправляют послов восвояси, прозрачно намекнув, что безопасности им не гарантировано. Оскорблённый хан Тохтамыш собирает войско и направляется на Русь наказать неверных.

И вот в 1382 году, всего через два года после Куликовского сражения, отряды монголов оказываются под стенами Москвы. Дать оценку дальнейшим событиям трудно даже по истечении шести столетий. Услышав о приближении неприятельских войск, великий князь Дмитрий уезжает в Коломну вместе со своей семьёй. Вслед за ним столицу спешно покидает митрополит Московский Киприан. В Москве наступила анархия. Однако среди хаоса и неразберихи нашёлся один сильный духом человек, сумевший организовать оборону, — юный литовский князь Остей. Три дня москвичи оборонялись так успешно, что хан Тохтамыш решил пойти на хитрость. Через русских парламентёров, а русских, по обычаю того времени, во вражеском войске было немало, хан предложил мир. Поверив клятвенным обещаниям, осаждённые открыли ворота. Князья, бояре, духовенство и граждане в праздничных одеждах вышли навстречу хану, неся богатые подарки.

Вот как описывает дальнейшие события Н. Карамзин: «Остея повели в стан ханский и там умертвили. Сие злодейство было началом ужаса: по данному знаку обнажив мечи, тысячи моголов в одно мгновение обагрились кровию россиян безоружных, напрасно хотевших спастися бегством в Кремль: варвары захватили путь и вломились в ворота». То, что произошло дальше, нельзя читать без содрогания. По крайней мере, когда великий князь Дмитрий вернулся в Москву, то увидел «дым, пепел, землю окровавленную, трупы и пустые обгорелые церкви». Россия впала в уныние и печаль. Через два года после славной победы на Куликовом поле русские обозы вновь потянулись в Орду с данью. И вот по прошествии ещё тринадцати лет на обессиленную и униженную Русь обрушилась новая беда.

Великий и страшный покоритель народов Тамерлан обратил свой взор на Русь и двинул свои многочисленные войска в сторону Москвы. И хотя сын Дмитрия Донского — московский князь Василий Дмитриевич собрал войско, шансы победить в предстоящей битве были минимальными. И тогда русский народ обратился за помощью к Матери Божией. По предложению духовенства из Владимира в Москву крестным ходом понесли древнюю святыню — икону Божией Матери, принесённую во Владимир в 1131 году святым князем Андреем Боголюбским. Икону несли на руках и повсюду её встречали слёзно молящиеся люди, стоящие на коленях: «Матерь Божия! Спаси землю Русскую!» Православный народ надеялся на чудо. И оно произошло. Стремительно направляющийся к Москве и практически не встречающий сопротивления Тамерлан неожиданно остановил свои войска и после двухнедельного стояния повернул обратно. Современники пишут, что Тамерлан отступил в тот день и час, когда жители Москвы встретили Владимирскую икону. Впоследствии великий князь на месте встречи (древнее Кучково поле, ныне улицы Большая Лубянка и Сретенка) выстроил Сретенский монастырь. Церковь же в память об этом событии установила день Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, который сегодня и отмечается.

А теперь в свете событий 1395 года рискнём дать оценку поведению великого князя Дмитрия, оставившего за 13 лет до этого на произвол судьбы своих подданных. Именно рискнём, потому что начиная с 1388 года князь Дмитрий Донской официально называется святым. В исторических исследованиях встречаются как довольно резкие оценки этого поступка, так и объясняющие отъезд князя в Коломну необходимостью собирания войска. Мы же рассмотрим это событие с православной точки зрения на мироустройство, а именно — всё в мире происходит по Промыслу Божиему. В 1382 году Москва сумела оправиться от разорения, а смогла бы она подняться после захвата жестоким Тамерланом, который зачастую не оставлял от столиц завоёванных государств камня на камне? И вполне возможно, что не будь у россиян упаднического настроения, то и не обратились бы они к Богородице за помощью, и не были бы спасены. Так что вполне допустимо, что Господь попустил разорение Москвы Тохтамышем, дабы впоследствии она была спасена от Тамерлана.

Многие историки скептически относятся к чудесному толкованию неожиданного отступления из российских пределов непобедимого завоевателя. Однако других версий объяснения такого поворота событий практически нет. Верующие же искренне верят, что русскому народу помог Христос по молитвам Своей Матери, помощи Которой просили православные перед Её Владимирской иконой. Эта вера жива до сих пор, и когда во время московских событий октября 1993 года патриарх Алексий обратился к правительству с просьбой дать разрешение на проведение крестного хода с древней Владимирской иконой, которая в то время хранилась в Третьяковской галерее, у верующих зародилась надежда, что кровопролития в Москве возможно будет избежать. Однако такое предложение привело в ужас музейщиков, и в просьбе было отказано. Сегодня древняя чудотворная икона стала для верующих более доступной. 8 сентября 1999 года она была перенесена из Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах, соединенной с музеем небольшим коридором.

В Новосибирской епархии в честь Владимирской иконы освящён храм в Искитиме, а также четыре часовни, самая известная из которых расположена на улице Сибиряков-Гвардейцев. Сегодня после окончания Божественной литургии у этой часовни совершится праздничный молебен. Молебны пройдут практически во всех российских православных храмах, так как Церковь помнит и чтит это незаслуженно забытое потомками событие, благодаря которому, возможно, до сих пор существует страна под названием Россия.

http://www.vn.ru/08.09.2005/society/69 329/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика