Русская линия
Русский дом Сергей Комков08.09.2005 

Гарвардские шалуны

В начале нового учебного года в гостях у «Русского Дома» президент Всероссийского фонда образования Сергей Константинович КОМКОВ, доктор педагогических и философских наук, президент Всероссийского фонда образования.



Сегодня российская школа тяжело и безнадёжно больна. Болезнь началась одновременно с заболеванием всего государства Российского, после распада СССР. Ныне система образования вообще не является одним из основных приоритетов социальной политики государства, её реформируют и перестраивают по зарубежному сценарию.



Средний период смены поколений составляет 15 лет. Одно поколение Россия уже потеряла, ибо за эти прошедшие годы мы полностью разрушили складывавшуюся веками российскую систему образования и воспитания. Ещё 10−15 лет — и этот процесс будет иметь необратимый характер. Агония русской школы закончится её окончательной гибелью.



Министерство образования вместо нравственного воспитания начало активное внедрение совершенно чуждого российским гражданам курса «полового воспитания», итогом которого стало резкое увеличение числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними на сексуальной почве. В результате безумной приватизации у детей были отобраны и проданы за бесценок спортивные и музыкальные школы, изо- и фотостудии, лагеря отдыха и оздоровительные центры. А общеобразовательная школа, которую посадили на голодный паёк, перестала быть центром воспитательной работы с детьми в микрорайоне.



— Сергей Константинович, сейчас много говорят о грядущей реформе образования, но общественность не знает, в чём её суть. Что Вам известно об этой реформе?

— Реформа началась ещё несколько лет назад. Её суть в так называемой модернизации, обучении наших детей по новым программам. Изменяются все давно испытанные и дававшие добрые плоды программы русской школы, разработан новый метод оценки знаний — так называемый единый государственный экзамен (ЕГЭ). ЕГЭ задумывался как бы для борьбы с коррупцией и помощи ученику при переходе от среднего образования к высшему, для большей объективности оценки знаний ученика и объективности оценки действий всех структур образования. Ни одну из этих задач ЕГЭ не выполнил и выполнить не мог по определению.

Следующим направлением реформы образования является реструктуризация сельской школы, той самой школы, которая давала шанс выжить нашим сёлам и деревням, ведь выросшие на селе дети — это настоящее будущее России. Именно они — защитники Родины, писатели, поэты. Современный город деформирует душу ребёнка — деревня её развивает. Сегодня в нашей стране ещё осталось около шести тысяч сельских школ, в которых число учащихся менее 20 человек. Их планируют уничтожить, перевести в школы-интернаты в районные или областные центры. То есть собираются оторвать детей от семьи и тем самым развалить сельскую инфраструктуру. И наконец, реформа предполагает перевод всей системы российского образования на самообеспечение, потому что катастрофически не хватает денег. Уже сейчас школам и вузам приходится заниматься какой-то коммерческой деятельностью: сдают в аренду помещения, производство организуют, какие-то программы за деньги осуществляют.

— А кто истинный инициатор этой реформы?

— Инициаторами проведения этой реформы являются те силы на Западе, которые имеют своей целью развалить систему образования в России. А главными двигателями её в России стали выпускники Гарвардского университета — ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, первый замминистра образования Виктор Болотов (он и сейчас занимает эту должность), президент Высшей школы экономики Евгений Ясин и вся команда тех самых младореформаторов, которые ушли с официальных постов в правительстве и ныне руководят экономическими ведомствами и вузами.

— То есть Вы считаете, что реформаторы разваливают российскую систему образования сознательно?

— На протяжении последних двух столетий Россия опережала весь мир по одному из важнейших показателей — развитию системы просвещения. Уже начиная с середины XIX века в России сложилась фундаментальная классическая система образования: ребёнок в школе изучал все предметы, что обеспечивало развитие его умственных способностей. Потому с конца XIX века Россия значительно опережала все страны мира по уровню интеллектуального развития своего населения. Советская система просвещения унаследовала многие позиции этой традиционной российской системы. Россия всегда славилась своими разработками в области фундаментальных наук: физики, математики, ядерной физики, химии, биохимии, генетики, генной инженерии. Именно благодаря этому даже в самые тяжёлые кризисные годы нас никто не мог взять голыми руками. Потому после развала страны господа реформаторы усердно трудятся над тем, чтобы Российские общеобразовательные школы отказались от фундаментальной классической системы обучения детей и перешли на систему, внедрённую в Соединённых Штатах Америки.

— А что представляет собой система образования США?

— Американскому школьнику и студенту в ходе обучения предлагается не самому создавать интеллектуальный продукт, а просто использовать то, что было наработано другими. Если в России школьника приучали с начальной школы делать выводы, самостоятельно анализировать, доказывать, сочинять, т. е. работать интеллектуально, то в Америке просто дают готовые формулы, показывают, как их применять, и говорят: не задумывайся над тем, как эту формулу получили, как эту теорему доказали и т. д. Ты должен знать, что её можно применить тут и тут. Это не обучение, а научение.

— В последние годы в нескольких российских регионах — Самарской и Ярославской областях, Чувашии и Набережных Челнах — осуществляется пилотный проект реформы образования. И вот что интересно: деньги на это (50 миллионов долларов) даёт Международный банк реконструкции и развития. Почему господа капиталисты так озабочены реформой нашего образования?

— Дело в том, что крупные финансовые структуры, такие, как Международный банк реконструкции и развития, Банк международных расчётов и, естественно, Международный валютный фонд, заинтересованы в том, чтобы превратить Россию в сырьевой придаток Запада. Им на нашей земле не нужны мыслящие люди, интеллектуалы, им нужны исполнители. Вот для того, чтобы таких исполнителей, не задумывающихся над тем, что дальше будет, подготовить, они и пытаются внедрять эти реформы, а также, как утверждает бывший специалист британской разведки «МИ-6» Джон Колеман, который занимался операциями, связанными с наркоторговлей и написал книгу «Комитет-300», контролировать мировую систему наркоторговли. Одурманенные роботы должны жить в России, да и на всей Земле. Тогда вся власть останется в руках у тех, кто сохранил свой разум.

— В Министерство образования сейчас пришло новое руководство. Как эти люди относятся к этой реформе?

— Выбор нового министра не случаен. Андрей Фурсенко — выпускник Гарвардского университета. Он доктор физико-математических наук, но никогда не знал сути российской фундаментальной классической системы образования. Господин Фурсенко восхищённо говорит об американской системе образования.

— А может быть, он прав? Ведь многим детям впоследствии не понадобится знание математики и физики…

— Возможно. Но дело в том, что в самом процессе обучения школьники занимаются очень серьёзной мыслительной деятельностью, их мозг развивается. И впоследствии, кем бы ребёнок ни стал — биологом, учителем, врачом, инженером — его мозг будет способен вырабатывать интеллектуальный продукт, творчески мыслить. Наша фундаментальная система образования приучает человека к постоянному анализу. Американская система — нет. И если сегодня никто не остановит господина Фурсенко, то он погубит нашу фундаментальную систему образования.

Сергей Константинович КОМКОВ, доктор педагогических и философских наук, президент Всероссийского фонда образования

Беседовал Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ

http://www.russdom.ru/2005/20 0509i/20 050 928.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика