Русская линия
Православие.Ru07.09.2005 

Святыни древнего Асеновграда

Город Станимака (греч. Stenimachos), который с 1934 г. называется Асеновградом, — один из древнейших городов на территории Болгарии. Селение Стеннмахос входило и Филиппопольскую (ныне Пловдивскую) епархию, известную с апостольских времен. Первым епископом Филиппольским был, по преданию, св. Ерм. Известно, что в Станимаке с IV в. был хорепископ. В числе 37 мучеников, пострадавших в Филиппополе при Диоклетиане (IV в.), были и станимакские христиане.

История Станимаки- Асеновграда переплетается далее с судьбой династии Асенов, или Асеней, основателей Второго Болгарского царства (1187−1396). Близ города сохранились развалины Асеновой крепости (XI-XIII вв.) с гарнизонным Успенским храмом (XII в.).

Самый древний из городских храмов — церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм этот известен с очень давнего времени. Он был разрушен крестоносцами Фридриха Барбароссы в 1189 году, восстановили его при царе Иване Асене I десять лет спустя. Но после установления в Константинополе Латинской империи храм вновь подвергся разрушению. И вновь отстроил его Иван Асен П. Этот обновленный храм просуществовал до 1600 г., когда его уничтожил турецкий воинский отряд во главе с Хасан-ходжой.

Более 150 лет спустя, в 1765 г., отец и сын Георгий Димов и Димо Георгиев, придя в праздник Успения из соседнего города Костура, увидели, что местные жители ставили свечи на развалинах, где некогда стояла церковь. Они отправились в Константинополь и выхлопотали разрешение на восстановление храма. Отстроили храм в том же году. Антиминс и два образа — Пресвятой Богородицы Элсусы (Милующей) и Христа Спасителя — принесены были со Святой Горы Афон, из Ватонедского монастыря. Освятил антиминс последний архиепископ Охридский Арсений, находившийся в заключении в Ватопеде. Он же рукоположил во пресвитера Димо Георгиева. Но вскоре греческий митрополит Пловдивский Самуил запретил славянское богослужение в храме и лишил сана болгарского священника. Викарий митрополита Самуила епископ Ликийский Каллиник заново освятил храм и новый антиминс. Следует отметить, что, как мы увидим в дальнейшем, даже на количестве храмов в городе и их расположении сказалась долгая церковно-этническая борьба между утверждавшими панэллинизм фанариотами и болгарами, изо всех сил отстаивавшими национальную самостоятельность, — борьба, закончившаяся провозглашением автокефалии Болгарской Церкви, признанной Константинополем лишь после Второй мировой войны.

В 1811 г. происходили работы по обновлению иконостаса храма. Мастера — резчики по де реву Коста Колев и Коста Масиков работали над ним в течение десяти лет. На царских вратах мастера вырезали древний болгарский герб — льва со скипетром. Над северными вратами алтаря — пробуждающийся лев с секирой. Над южными, над Ватопедской иконой Божией Матери — лев, сокрушающий гроб и выводящий из него мертвеца. Иконы в иконостасе принадлежат кисти Христо Димитрова Самоковца и сыновей его Димитрия и Захарии Зографа.

Над храмовым образом письма Захарни Зографа изображено возвращение соглядатаев из земли Обетованной, над чудотворным об разом Ватопедской Божией Матери — образ Богоматери «Ширшей небес». Под иконой Спасителя — изображение изгнания прародителей из рая, а под образом Предтечи и Крестителя Иоанна — усекновение главы его. Весь иконостас покрыт сплошной резьбой, в которой искусно переплетаются мотивы, заимствованные из растительного и животного мира.

Из дальнейшей истории храма известно, что в нем служил иеродиакон Игнатий — Васил Левский, борец за освобождение болгарского народа от османского владычества. Будучи насельником обители св. Параскевы-Пятницы, отец Игнатий организовал там тайный народно-освободительный комитет. Во время воины за освобождение Болгарии на чердаке «женской церкви» храма (раньше в болгарских церквах были особые отделения для женщин) укрывалась женская часть населения города. Отсюда жительницы Станимаки следили за отступлением турецкого гарнизона и подходом русских войск к городу.

Северный престол Успенского храма освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая, южный — во имя св. великомученика Мины. Старый, освященный в 1766 г. епископом Каллиником антиминс главного — Успенского — престола заменен на новый в 1939 г. митрополитом Пловдивским Кириллом, впоследствии Патриархом Болгарским. Вскоре после своей патриаршей интронизации в 1953 г. Святейший Кирилл посетил храм. По его предложению в притворе храма был создан параклис (часовня) во имя всех святых Болгарских. Внутри храма есть и другой параклис — во имя Архангела Гавриила.

При храме устроен музей, где хранятся старинные иконы, богослужебные сосуды и церковная утварь, а также старопечатные книги, в том числе Ирмологий 1825 г., много гравюр с Афона и из Рыльского монастыря.

Успенский храм был болгарским. Недалеко от него греки построили церковь во имя Святителя Николая. На церковном дворе этого храма есть параклис во имя св. Симеона Столпника. Над храмом возвышается колокольня, колокол для которой в 1883 г. был прислан в подарок из Вены.

Храм во имя св. Марины был построен греками, не признававшими фанариотов. Рез ной деревянный иконостас этого храма украшает ныне храм св. Василия в Асеновграде. Сохранились два греческих Евангелия в серебряном переплете и серебряный потир 1867 г.

Все эти храмы находятся на западном берегу реки Асеницы. В восточной части города также несколько храмов. Свято-Георгиевский храм построен в 1848 г. мастерами из села Югово Смолянского округа. Храм большой, каменный, с тремя балконами для хора, трехкупольный. Славится отличной акустикой.

Благовещенский храм первоначально был монастырской приходской церковью. Он по строен в 1835 г. на фундаменте более древ него храма. На церковном дворе есть бассейн для великого водоосвящения. Церковь эту называют еще Балуклия — из-за сходства ее с храмом во имя Живоносного Источника Богоматери в Константинополе. В храме есть почитаемый образ Божией Матери — Элеусы. Ежегодчо в праздник Преполовения этот об раз торжественной литией переносят в расположенный близ города Бачковский монастырь.

В восточной же части, в самом центре города, в ста шагах один от другого находятся Троицкий и Свято-Димитриевский храмы. История их строительства также тесно связана с историей борьбы национальных группировок. Еще в 1857 г. болгары заложили Троицкую церковь, намереваясь сделать ее болгарской. Греки-фанариоты добились прекращения строительства. Тогда болгары вы строили напротив храм во имя св. великомученика Димитрия Солунского. Св. великомученик Димитрий изображен на храмовой иконе в полный рост, с копьем в руке. В иконостасе рядом с иконой Спасителя — образ св. Климента Охридского, а рядом с образом св. Димитрия Солунского — св. царь Борис, просветитель Болгарии. Закончен храм в 1866 г. К тому же времени греки закончили и Троицкую церковь, просторный трехкупольный храм. В 1934 г. при храме построена красивая колокольня.

С храмом во имя св. Афанасия Александрийского связано местное предание, гласящее, что турецкому правителю Амер-бею, захва тившему участок, где ныне находится храм, однажды во сне явился белобородый старец к сказал, что это место принадлежит не бею, а ему. Позднее бей узнал старца на иконе святителя Афанасия и тогда распорядился передать землю под церковь во имя святителя. Храм был построен в 1834 г., обновлен в 1897 г. Напротив храма находится здание Асеновградского благочиния.

Помимо приходских храмов, в городе и его окрестностях немало параклисов.
В параклисе св. Нестора Солунского укрывалось гражданское население города во время боев за Станимаку в 1878 г. Весь параклис украшен стенными росписями. Интересен параклис во имя св. Афанасия: он уходит под землю на три метра и лишь на два метра виден на поверхности. Параклис во имя Святителя Николая также связан с историей освободительной войны: здесь духовенство встретило хлебом-солью генерала Дандевила, освободившего Станимаку 6 января 1878 г.

На месте параклиса во имя Двенадцати апостолов, как гласит местное предание, была основана домашняя церковь воином — свидетелем освобождения ангелом апостола Петра из темницы. Здесь находится образ Божией Матери Млекопитательницы, принесенный, по-видимому, из Грузии. Возможно, его доставил сюда Григорий Бакуриани, грузин по происхождению, основатель славной Бачковской обители под Станимакой.

Бачковский монастырь был построен в 1018 г. Григорий Бакуриани составил его Устав. С тех пор монастырь делил с городом все превратности его исторической судьбы. Он неоднократно восстанавливался и перестраивался. Последние постройки относятся к XIX в. Сохранились росписи XII и XVII веков. Но наиболее и известны здесь росписи прославленного иконописца Болгарского Возрождения Захарии Зографа, расписывавшего и асеновградскую Успенскую церковь. Росписи эти л выполнялись им с 1840 г. Особенно известен «Страшный Суд» в Никольском соборе монастыря. Любопытны чисто бытовые детали этой фрески. Например, изображенные в аду женщины легкого поведения одеты по последней тогдашней пловдивской моде. Сохранились также выполненные художником росписи, изображающие омовение Господом ног ученикам на Тайной вечери, притчу о богатом и Лазаре, о лепте вдовицы, житие Святителя Николая. В Никольском соборе сохранился и автопортрет художника, изобразившего себя рядом с игуменом монастыря иеромонахом Матфеем. В основном Захарией Зографом расписаны Никольский и Архангельский соборы монастыря. И почти во всех этих росписях детали повседневной болгарской жизни поднимаются до уровня высокой религиозной символики.

Таковы святыни Асеновграда — города, который называют часто болгарским Иерусалимом.

С. К.

Журнал Московской Патриархии N3, 1975 г.

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=500&did=1718


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru