Время новостей | Андрей Сарабьянов | 06.09.2005 |
«В нем был огонь…» Эти слова были сказаны о Владимире Николаевиче Ильине митрополитом Сурожским Антонием после смерти Ильина в 1974 году. Русская философия об Ильине благополучно забыла. В советской России имя его вообще не упоминалось, так как большего идейного противника революции найти было трудно. Революция была для него воплощением зла, не знающего своих грехов и Бога. А в эмиграции его вспоминали только те, кто знал лично, остальные предпочитали его имя не произносить. Факт этот не удивляет — Ильин был бескомпромиссным и принципиальным человеком. Стал неудобен всем. Таким образом, в забвении оказался один из самых оригинальных русских мыслителей ХХ века.
Ильина по праву можно назвать человеком ренессансного масштаба — философ, историк, религиозный деятель, поэт, музыкант. Он окончил два отделения Киевского университета св. Владимира — физико-математическое и философско-историческое, а также частную консерваторию (класс композиции). Революция не позволила ему стать профессором — он уехал из России через Одессу на одном из последних пароходов и, следуя традиционному эмигрантскому пути, после Константинополя и Берлина оказался в Париже. В 1925 году он стал профессором Православного богословского института, где преподавал литургику, апологетику и средневековую историю.
Но главным делом для него стала работа мысли — философия. Он был верующим и церковным человеком, поэтому его философия посвящена поискам Бога, точнее — проникновению в Творение, а следовательно, в красоту и истину. Обладая универсальными знаниями, Ильин соединял современные научные достижения в физике и естествознании с представлениями о божественном строении мироздания.
С не меньшим, чем к философии, рвением Ильин относился к музыке — он автор трех симфоний, двух опер и нескольких романсов. Будучи сам творцом, он с огромным интересом относился к творчеству других людей. Плодом этого интереса стали литературоведческие книги «Арфа царя Давида в русской поэзии» и «Арфа Давида. Религиозно-философские мотивы русской литературы».
Ильин был человеком парадоксальным. Он мог ночью учиться танцевать чечетку, тогда как живший ниже этажом митрополит Евлогий считал, что тот кладет земные поклоны. Или купить клетчатые штаны на гонорар за перевод какого-нибудь религиозного текста. Эти поступки были не позой, а свидетельством большого жизнелюбия и широты натуры.
После смерти Ильина его архив многие годы хранила вдова — Вера Николаевна, всегда энергичная, неравнодушная, веселая и любопытная. Она и определила судьбу архива — его переезд в Москву и обоснование в фонде «Русское Зарубежье». К сожалению, Вера Николаевна в 2004 году ушла из жизни, но дело до конца довели дети — Елена Владимировна и Николай Владимирович.
Сын философа, Николай Владимирович Ильин, — человек, уже многие годы связанный с Россией тесным сотрудничеством в области культуры. А сегодня русская культура с его помощью получила еще один бесценный дар.