Правая.Ru | Священник Димитрий Познанский | 05.09.2005 |
Некий царь призвал должников своих, чтобы рассчитаться с ними. Среди них был раб, задолжавший государю десять тысяч талантов. Поскольку должник не имел чем возместить столь чудовищный долг, царь приказал своим слугам продать этого раба, его жену, детей и имение.
Услышав приказ господина, должник упал ему в ноги и стал умолять его: «Государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу». Тогда царь, умилосердившись над рабом тем, не только отпустил его, но и простил ему весь долг. Что же сделал прощеный раб? Выйдя от царя, он разыскал своего должника, который был должен ему сто динариев, и, схватив его, стал душить, требуя немедленно вернуть долг. Когда же товарищ его, пав в ноги, умолял потерпеть с отдачей долга, он не захотел, а пошел и посадил товарища своего в темницу.
Друзья же того должника в великой скорби пришли к царю и рассказали ему о случившемся. Тогда царь, разгневавшись, приказал привести жестокого раба своего и сказал ему: «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?». Сказав это, государь отдал злого раба истязателям, пока не заплатит всего своего долга.
Заканчивает Господь эту притчу словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».
Казалось бы, какое чудо — Бог сделал спасение человеков таким доступным, поместив его в наших ближних: прости брату своему, и тебе простит Бог. Но не тут то было. Как часто готовы мы, словно звери, вцепиться в глотку врагу своему, в тоже время будучи равнодушны к врагам Божьим, к врагам Отечества, как не причиняющим нам личного зла. Как часто приходится наблюдать, как размышляющие и разглагольствующие о непротивлении злу готовы уничтожить, разорвать на части обидчика своего или просто любого, посмевшего задеть их самолюбие или пошатнуть самомнение.
А ведь именно в прошении личных обидчиков и должников заключена заповедь Господня, а не в непротивлении перед лицом врагов Церкви и Родины. Гораздо проще любить абстрактно и мечтательно, чем любить деятельно и конкретно. Святой тайновидец апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?». Страшен грех немилосердия и преступно лицемерное прекраснодушие. И то и другое — грех против заповеди о любви: один против любви к ближнему, а другое против любви к Церкви и Отечеству.
Святитель Феофан Затворник в толковании на сегодняшнее Евангелие говорит: «Вскипевшая самость делает человека словно помешанным, и поддавшийся ей начинает городить глупости. Такому несчастью больше всего бывают подвержены люди не какие-нибудь, а чем кто цивилизованней, тем чувствительней к оскорблениям, тем меньше прощает. Снаружи отношения иногда все еще остаются гладкими, но внутри решительный разлад. А между тем, Господь требует, чтобы прощали от всего сердца».
Не даром преподобный Нил Мироточивый называл злопамятство «печатью антихриста сегодня». Задумаемся же мы — любители отстраненного теоретического христианства, сможем ли оправдаться пред Богом, будучи исполнены нечистотой неприязни и злопомнения?