Интерфакс-Религия | Михаил Якушев | 05.09.2005 |
— Со школьной скамьи мы привыкли воспринимать Крымскую войну как позорное поражение, смертный приговор «реакционному царизму». Казалось бы, все изучено в истории Крымской войны и «белых пятен» нет?
— «Белые пятна» есть. В отечественной и западной историографии не говорилось, что Россия вела войну за cвятые места Палестины. Важнейшим ее итогом стал замалчиваемый советской и зарубежной историографией исторический факт, что сохранение существующего со времен Восточной Римской (Византийской) империи в Иерусалиме статус-кво христианских cвятых мест во многом было обеспечено бескомпромиссной позицией России, вступившей в войну с Турцией и европейскими державами, стремившимися этот статус-кво изменить. Неудивительно, что западные ученые делают упор лишь на политико-экономических аспектах восточного кризиса, обходя вниманием ту неблаговидную роль, которую сыграли Рим и Париж в многовековом споре православного и латинского духовенства в Святой Земле Палестины.
Нетронутые ранее секретные документы Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ) МИД России проливают свет на повод или casus belli, спровоцировавший Крымскую войну. В его основе лежал церковный конфликт между папой Пием IX и Наполеоном III — с одной стороны, и православным духовенством Иерусалимской церкви и императором Николаем I — с другой, вспыхнувший в 1850 году вокруг святых мест в Иерусалиме и Вифлееме. Кстати, на православном Востоке арабы называют этот конфликт «Войной за святые места Палестины».
Примечательно, что идея проверить архив внешней политики России была подсказана мне греческим и арабским духовенством Иерусалимской православной церкви в бытность моей дипломатической службы в Израиле (1994 — 1999 гг.). Найденные документы «секретной канцелярии» МИД Главного Санкт-Петербургского архива подтвердили информацию иерусалимского православного духовенства. Именно они указали на тот факт, что Россия вступила в Крымскую войну для защиты интересов Православия на Востоке от притязаний Католической церкви, хотя в официальной греческой историографии этого факта вы не увидите. Россия была не готова к войне и не желала оной, о чем свидетельствуют собственноручные записки Николая I по русско-турецким отношениям и Восточному вопросу. О том, кто действительно стал виновником развязывания конфликта, положившего начало войне, можно однозначно понять из этих архивных материалов.
— В чем заключался статус-кво и как его хотели изменить?
— Католическое духовенство мечтало о возвращении его прав на святые места, которые оно «получило» от крестоносцев после завоевания ими Иерусалима в 1099 году. Напомним, что латиняне захватили большую часть недвижимой собственности православного духовенства Иерусалимской церкви, мусульман и иудеев Иерусалима. Даже третья по значимости мусульманская святыня аль-Харам аш-Шариф была превращена ими в латинский костел. Патриарх Иерусалимский был изгнан со своего исторического и канонического престола, вынужденный пребывать в ссылке на Кипре, а затем в Константинополе в течении 88 лет. С возвращением египетского правителя Салах ад-Дина в 1187 году мусульманский правитель изгнал из Иерусалима и Палестины все латинское духовенство и взял в рабство плененных его войском рыцарей-крестоносцев. При этом был восстановлен статус-кво Иерусалима (до 1099 года), куда Салах ад-Дин вернул православного Иерусалимского патриарха, иудеев и мусульман.
В первой половине ХIХ века ноты турецкому султану с требованием возвращения привилегий католикам были направлены от правительства Бельгии, Франции, Испании, Сардинии, Неаполитании, Португалии, Австрии, Великобритании. Возвращение привилегий католикам было невозможно в силу того, что права Иерусалимской православной церкви на палестинские святыни, без сомнения, древнее, ибо восходят к Восточной Римской империи, из-за существования арабских, мамлюкских и османских фирманов (указов султана, скрепленных его личной высочайшей печатью (хатт-и-шариф), полностью опровергающих притязания латинян. Институт «святых мест» христианства был создан трудами и на средства византийского императора Константина Великого, а также епископа Иерусалимской епархии Антиохийской церкви Макария в тридцатые годы IV века. Все христианские святыни с тех пор до прихода крестоносцев в 1099 году находились во владении и под контролем Иерусалимской православной церкви, получившей статус патриархата в 451 году. Россия как покровитель православия на Востоке в ответ на притязания европейских государств потребовала сохранения статус-кво преимущественных прав греко-православной Церкви в Палестине. Греческие иерархи, предстоятели поместных православных Церквей могли апеллировать в тот момент только к России, выступавшей в роли покровительницы православия после заключения Кучук-Кайнаджирского договора 1784 году.
Заслугой России является то, что статус-кво святых мест в начале пятидесятых годов ХIХ века был закреплен документально. Султан Абдул Меджид по просьбе Николая I созвал комиссию экспертов, которая в конце января — начале февраля 1852 года издала фирман, закреплявший статус-кво святых мест и преимущественные права на них Иерусалимской православной церкви. Но ключ от пещеры Рождества, находившийся до этого в руках исключительно греков и армян, был передан католикам, что нарушило статус-кво святых мест — по древним восточным традициям обладание ключом фактически означало имущественное право на здание или дом.
Францию не удовлетворил фирман 1852 года, он был оценен как документ, оскорбляющий достоинство государства. Французские дипломаты начали давление на Порту. С этого момента спор о святых местах перешел из религиозной плоскости в сугубо политическую. Отныне речь шла уже о том, за кем сохранится преобладающее влияние на христианском Востоке — за православной Россией или за католической Францией.
— Чем была вызвана столь активная прозелитическая деятельность католиков в Святой Земле Палестины?
— По фирману 1740 года Франция стала считать себя покровительницей католицизма во всем мире. К 1850 году ее правитель Луи Наполеон и папа Пий IX испытывали острые внутриполитические проблемы (шаткое положение папского престола и неопределенность политического будущего принца-президента Луи Наполеона). Эти проблемы можно было решить при наличии внешнего врага, особенно из сферы духовной жизни, который позволил бы сплотить раздробленное католическое французское и европейское общество. Париж за счет нового передела христианских святынь Палестины стремился решить свои внутриполитические и внешнеполитические задачи. Палестинская тема при активном участии папского престола в Риме обсуждалась на страницах ведущих европейских газет, подогревая религиозные чувства простых католиков, способствуя укреплению шаткого положения «истинного католика и рыцаря католической веры» Луи Наполеона (будущего императора Наполеона III).
Православные арабы — большинство христианского населения в Палестине и Вифлееме, после иерусалимских иудеев — стали главным объектом прозелитической деятельности западных миссионеров. В конце тридцатых — начале сороковых годов XIX века западные державы открывали в Иерусалиме консульства, школы, больницы, строили церкви. В 1841 году близ Яффских ворот в Старом городе была построена англиканская церковь. Франция учредила свое консульство в Иерусалиме «с исключительной целью защиты латинян». В 1847 году папа Пий IX назначил в Иерусалим первого со времен окончания крестовых походов католического иерарха — «латинского патриарха Иерусалимского» Иосифа Валергу. С его приездом католическое духовенство начало активно вмешиваться в межрелигиозные распри, объединяясь то с греческим духовенством против армян, то с армянским — против греков. Россия же до Крымской войны так и не создала в Иерусалиме своего консульского представительства, несмотря на неоднократные предложения посла К.М.Базили об учреждении поста русского агента для постоянного надзора за возросшим числом паломников из России. Сразу же по окончании Крымской войны новый русский император направил в Иерусалим Духовную миссию и учредил консульство (1858 г.). Совместно с Императорским православным палестинским обществом в Иерусалиме эти русские учреждения содействовали созданию в конце ХIХ века «Русской Палестины».
Российская дипломатия допустила ряд ошибок. Были недооценены дипломатические маневры Порты, из-за чего османско-французский «дуэт» окончательно расстроил «европейский концерт» Венской системы. Султан Абдул Меджид (1839 — 1861 гг.) готов был пожертвовать интересами своих православных подданных в пользу католиков-иностранцев. В качестве компенсации за дарованный грекам фирман 1852 года и ущерб, нанесенный престижу Франции, по высочайшему повелению султана у греков был изъят ключ от больших дверей Вифлеемского храма и передан католикам. Ватикан преподносил дело о святых местах как победу католицизма над православием, а Париж — как победу своего «христианнейшего» императора Наполеона III над императором Николаем I. Российский император расценил уступки Порты Франции как противные смыслу фирмана 1852 года и данного ему лично султаном торжественного обещания, а значит, оскорбительными для всей Восточно-Православной церкви и для России. От имени Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского патриархатов к Николаю I обратился с призывом о помощи Вселенский патриарх Герман. Отказаться от роли покровителя православия для императора Николая I, помазанника Божьего, означало бы предательство памяти своих августейших предков.
— Получается, что Восточную войну развязали христианские европейские державы?
— Из России в Константинополь было отправлено чрезвычайное посольство. Главой этой миссии Николай I лично назначил светлейшего князя А.С.Меншикова. Посольство должно было окончательно решить две задачи в вопросе о святых местах: во-первых, восстановить закрепленный в дарованном грекам фирмане статус-кво, а во-вторых, составить новый формальный акт, удовлетворявший Россию и гарантировавший сохранение прав Православия и невозможность посягать на его интересы. Князю А.С.Меньшикову удалось получить от султана два фирмана в 1853 году. Под давлением прибывших в Стамбул новых послов Англии и Франции Порта отказалась принять предложение Петербурга: ободренная появлением близ Дарданелл англо-французской эскадры, она отвергла ультиматум Петербурга. В силу вступила тактика военной дипломатии.
До последнего момента император Николай надеялся на поддержку Великобритании в войне или на сохранение ею нейтралитета. Еще недавно спасенные Россией от «парада» европейских революций 1848 года Сардиния, Австрия и Пруссия отвергли предложение русского царя подписать протокол о нейтралитете. Не принимая участия в войне, Австрия поддержала требования морских держав вскоре после их разрыва с Россией. Первой войну России объявила Османская империя (1853 г.), затем — Франция, Великобритания (1854 г.) и примкнувшая к ним Сардиния (1855 г.). Зарубежная и советская историография традиционно приписывали ответственность за развязывание войны Петербургу и лично Николаю I.
— Можно ли назвать Крымскую войну проигранной?
— В военно-политическом отношении Россия ее проиграла, зато выиграла в духовном, поскольку статус-кво, закрепленный Парижским мирным договором в 1856 году и подтвержденный Берлинским конгрессом в 1878 году, сохранил тот порядок вещей в положении христианских святынь Палестины, который дошел до наших дней. Война многому нас научила. Из военно-политического поражения мы извлекли необходимые уроки: телеграф, нарезное оружие, строительство железных дорог и отмена крепостного права помогли свести на нет к 1870 году успехи «крестового похода» против России.