Нескучный сад | 05.09.2005 |
В свободное от основной работы время они берут в руки инструменты и творят. И каждый может многое рассказать о своем любимом ремесле.
Диакон Федор КОТРЕЛЕВ, 35 лет;
изготовление детских деревянных игрушек:
— Оба моих деда (один был химиком, другой — врачом) очень хорошо умели работать с деревом. С удовольствием и пользой для себя и семьи столярничали и плотничали. Видимо, под их влиянием и я лет с одиннадцати начал что-то делать из дерева. В родительском доме сколотил скамью довольно сложной конструкции.
Рождение первого ребенка совпало у нас с покупкой дома в Костромской области. Когда мы с женой и дочкой впервые приехали летом в деревню, у меня родилась идеалистическая мысль: раз мы живем в деревне, у нас все должно быть деревянное и самодельное. (А Костромская область славилась деревянных дел мастерами, и мы видели много замечательных образцов народного творчества.) В это же лето я сделал для дочки игрушечный грузовичок из досок. Колеса вырезал из черенка для лопаты. Дочке он очень понравился, и мои младшие сыновья с друзьями до сих пор в него играют. Так началось мое увлечение деревянными игрушками.
Следующим моим произведением стал большой деревянный конь-качалка. За шесть лет дети его раскачали, в прошлом году пришлось его капитально отремонтировать, укрепить несущие конструкции. Теперь на нем может спокойно качаться и взрослый человек любой комплекции. (На своих самых тяжелых друзьях мы его уже испытали.)
Несколько лет назад я посетил прекрасную выставку «Хампельман и Матрешка»: о немецкой и русской деревянной игрушке. Под влиянием этой выставки вырезал щелкунчика, колющего орехи.
Конечно, я получаю удовольствие от работы с деревом. Но есть и очень важный практический момент. В последние годы в детских магазинах не стало хороших игрушек. Полки завалены китайским пластмассовым ширпотребом. Мало того что он весь одинаковый, бездушный, он еще и катастрофически непрочный. Даже самую дорогую из этих игрушек ребенок сломает максимум через два дня. Мои игрушки рассчитаны на «хорошие» детские руки и ноги, сломать их непросто. И в отличие от пластмассы дерево поддается починке.
Наталья МОРОЗОВА,
преподаватель вуза, 64 года; плетение из природных материалов:
— Более сорока лет я преподаю в вузе начертательную геометрию, математику, сейчас — инженерную и компьютерную графику. Сугубо технические дисциплины. Лет пятнадцать назад купили мы с сыном старую, полуразрушенную избушку в Тверской области. Вокруг деревни — березы да болото. Осталась в избе нехитрая утварь от прежних хозяев. Чугунки, кринки. Плетеные корзинки для белья, грибов… Захотелось сделать что-то своими руками, тем более что материалы прямо под рукой: ивы, камыши, береста, валежник. Училась на старых изделиях, у местных жителей, по книжкам. Постепенно что-то стало получаться.
Работа с соломой, берестой, ивовым прутом требует большого усердия. Болят руки, появляются мозоли. Но как радостно видеть результаты своего труда! Изделия из природных материалов отличают простота и благородство. Трудно поверить, что эта красота сделана из соломы, куска старой бересты или даже обычных ржаных стеблей. Сплетаешь жгуты, соединяешь плетенки, и получаются самые причудливые комбинации.
До ближайшей деревни от нас семь километров. А тут у соседки день рождения или у соседа, дяди Саши, юбилей. Ну как не сплести хотя бы маленькую корзиночку, рожок для цветов или туесок для грибов? Так и увлеклась этим занятием. А еще в деревне дети летом бегают. Организовали что-то типа летней воскресной школы. Стали собираться по очереди в какой-нибудь избе. Читаем молитвы, поем и потихонечку плетем. Потом захотелось мне работать с детьми и зимой, в Москве. Пока были силы и время, учила плетению детей в воскресной школе при храме Всех Святых в Красном селе.
Марина ЦИМБУЛЬСКАЯ, 41 год,
по образованию юрист; шитье русских сарафанов:
— Осенью 2002 года я услышала по «Радонежу» объявление о курсах шитья русской национальной одежды. Пришла, и очень мне здесь понравилось. Нас не только учат шить, но и рассказывают, какие костюмы традиционны для разных губерний, о местных обрядах. Девушки, ведущие курсы, ездят в экспедиции, иногда привозят оттуда подлинники старинной одежды. Ну и, конечно, учат нас мастерству.
В прошлом году Великим постом сшила себе пасхальный косоклинный распашной сарафан. Теперь надеваю его и на крестные ходы, и в храм, и в паломнические поездки. Потом освоила золотное шитье и сшила себе сороку — архангельский головной убор. Сейчас шью под нее пасхальный красный сарафан с золотыми галунами.
Чтобы иметь законченный русский наряд, надо владеть всеми техниками. Поэтому я пошла и на курсы ткачества. Увлекает меня процесс. Вижу, что люди тянутся к своим корням. После службы многие ко мне подходят, интересуются, где можно сшить такой же сарафан.
Я рада, что могу открыть многим настоящую русскую одежду.
Это увлечение настолько изменило мою жизнь, что сейчас я продаю квартиру в Зеленограде и уезжаю жить в деревню.
Дмитрий ЗЕМСКОВ,
23 года, звукорежиссер; изготовление гуслей:
— Первый музыкальный инструмент я сделал в шесть лет. Увидел по телевизору передачу, посвященную Дню Победы. Один участник войны показывал инструмент, сделанный на фронте. К лыже гвоздями была прикреплена консервная банка. «Музыка» звучала, когда он дергал туго натянутую леску. Бесхитростно, но мне понравилось, и я сделал нечто подобное дома. Потом серьезно увлекся музыкой и электроникой (что и определило выбор профессии), иногда делал разные электромузыкальные инструменты.
О том, что существуют гусли, я знал давно. Еще в детстве посещал Музей музыкальных инструментов имени Глинки, трудно было их не заметить. Спустя годы довелось услышать записи гусляра Андрея Байкальца, потрясающая техника исполнения которого продемонстрировала, как этот инструмент может быть использован практически. С той поры я твердо решил, что хочу такой инструмент. Да только вот проблема — в магазине его не купишь. Однако Божиим промыслом мне удалось познакомиться с мастером Александром Жуковским, у него я впервые услышал, как звучат настоящие крыловидные гусли вживую. Звучание настолько запало в душу, что появилось твердое желание сделать инструмент самому. Когда под руководством Александра я делал свои первые гусли, рассчитывал получить лишь доску со струнами для упражнений в игре. Но инструмент получился неплохой, я до сих пор выступаю с ним.
Меня иногда приглашают в школы, и я всегда стараюсь рассказать детям о том, что такой инструмент им вполне по силам сделать самим. Эти рассказы нередко приносят практические плоды.
Валерий КОРЖОВ,
33 года, обозреватель журнала «Компьютер World»; плетение бисером:
— Однажды в походе я увидел, как одна девушка из нашей компании плетет бисером. Посмотрел и тоже решил попробовать. Начал с простых цепочек, из которых делал браслеты и «фенечки». Потом купил книги, начал изучать более сложные узоры и украшения. Постепенно освоил технику оплетения камней, ракушек и пасхальных яиц. Потом научился делать сложные украшения из нескольких предметов: колье, сережки, браслеты, выполненные в одном стиле и одним узором. Когда мы побывали в Суздальском музее народного костюма, мое внимание привлекла шапочка «каблучок». Она сделана из ткани, а на голове держится за счет большой бисерной поднизи. Решил повторить — получилось.
Жена и две дочери, глядя на мои художества, тоже захотели плести из бисера. Научить детей помогли простые схемы фигурок животных и насекомых. Теперь иногда совместно с женой учим уже друзей наших девочек плести такие фигурки, которые можно прикреплять на заколки, булавки, делать другие украшения. Детям очень нравится бисерное творчество. Да и взрослых бисер затягивает, оторваться невозможно. И успокаивает — посидишь за плетением часок-другой, все стрессы как рукой снимает.
Для плетения используются три основных материала: нитка, леска и проволока. Каждый имеет свои особенности. Изделия, скрепленные ниткой, получаются мягкими, леска дает гибкий, а проволока — жесткий каркас. Однако любой материал требует продуманной конструкции, некоторого инженерного чутья. Наверное, меня, как выпускника физтеха, бисер привлек именно этим.
Лидия Николаевна СТРИБУЛЬ,
84 года, по профессии — технолог; вышивка и аппликации из ткани:
— Я не художник. Никто не учил меня подбирать цвета. Для своих картин использую различную технологию: у меня есть вышивки черным шелком, мулине, картины из ткани и дерева и даже храмы из спичек. Вышиваю иконы. Сначала сама испугалась своей дерзости, но батюшка благословил. В иконе преподобного Сергия Радонежского семь оттенков. Я в одной старинной книге про золотошвеек прочитала, что они шерстью вышивали, и так загорелась этой идеей — у меня тогда как раз шерсть подходящая была.
Заняться рукоделием меня жизнь заставила — война, вещей не купишь. Пока в магазинах одежды не было, шила для дочки сама. Платья, шляпы, сумочки… И получалось не хуже модельных. Как-то даже пришлось сшить юбку… из шелковых галстуков.
Картины я начала создавать 17 лет назад, когда умер мой муж — Василий. 45 лет мы прожили счастливо. Дочь моя, Лариса, мне сказала: «Мама, ты сильная! Ты выдержишь. Найди себе какое-нибудь дело».
Господь всегда рядом. Это легко увидеть даже на таком простом примере — требуется какой-то материал, а его нигде не достать. Помолюсь Господу. Раз — и нужная ткань у меня. Бывали и забавные случаи. Иду как-то с работы, а на помойке, на мусорном контейнере юбка висит. Редкого желтого цвета, я как раз такой давно уже искала и найти никак не могла. Что делать? Рядом хлебный магазин — очередь длинная, вдруг кто-нибудь увидит? И тут кто-то там без очереди прошел. Все на него отвлеклись, загалдели, а я юбку схватила и домой.
Когда 60 дней назад меня постигло несчастье — умерли моя дочь и ее муж, — спасли опять только картины. Я обычно картину делаю два-три месяца. А вот эту, где пожилая женщина сидит у камина с вязанием, а на каминной полке фотография дочери, я сделала за 30 дней. Это я и Лариса. После 9 дней я решила, что на 40 дней мы снова будем рядом. На этой картине мы будем рядом всегда. Пока делала, все с ней разговаривала. И плакала.
Сейчас я себя называю «Тихая Черепашка Ниндзя» — очень медленно хожу по квартире, а из дома и выйти не могу. Раньше набирала учеников, сейчас и от этого пришлось отказаться. Мне предложили написать книгу о том, как создавать такие картины. Но дальше рукописи дело не пошло: везде деньги требуют. Сейчас бумаги лежат в одном издательстве. Подруга говорит: «Забери, а то издадут, но под чужой фамилией». А по мне, так на все воля Божия. Если издадут, даже под чужим именем, я только скажу: «Слава Богу!» Сейчас так мало увлеченных людей, может быть, кто-то просто не знает, КАК сшить картину.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=15§ion=10 003&article=289