Русская линия
Патриархия.Ru Евгений Крылов02.09.2005 

«Сущность подвига Дмитрия Донского — готовность соотнести себя с Промыслом…»
Интервью

С начала сентября на телеканалах «Культура» и «Россия» в эфир выходят несколько проектов, посвященных важнейшей памятной дате русской истории, которую нам предстоит отметить в этом году, — 625-летию победы отечественного войска под началом благоверного великого князя Дмитрия Донского в битве на Куликовом поле. Портал Патриархия.ru обратился с просьбой познакомить наших читателей с этими программами к их руководителю — Евгению Крылову.

— Евгений, не могли бы Вы в общих чертах рассказать о выходящих в эфир проектах? Каков характер этих программ, в чем их своеобразие, какие цели Вы преследовали, работая над фильмами?

— Это историко-образовательные проекты, призванные напомнить о самом великом событии в тысячелетней отечественной истории, о его участниках и обстоятельствах, причем не только политических, но и духовных.

Всего мы реализовали четыре проекта. Первый носит название «Куликово поле. Хроники великой битвы». Это 24 пятиминутных сюжета, разворачивающих хронологию событий, непосредственно связанных со сражением на Куликовом поле — от знаменитого эпизода благословения великого князя преподобным Сергием Радонежским до возвращения Димитрия в Москву и погребения погибших воинов. Мы старались придерживаться принципа более или менее точного соответствия между хронологией событий прошлого и календарем выхода передач в эфир. На канале «Культура» первый сюжет зрители смогут увидеть уже 1 сентября.

Второй проект называется «Дмитрий Донской: за други своя». Это 22-серийная экранизация глав книги Юрия Лощица «Дмитрий Донской» — биографического сочинения, которое было издано в серии ЖЗЛ еще в советские годы, стало уже почти классическим и в то время по сути знаменовало собой настоящий духовный подвиг автора.

Эти фильмы начнут выходить в эфир на «Культуре» с 5 сентября. Особенность проекта состоит в том, что в нем рассказ об исторических событиях ведется в более беллетризованной форме. Если «Хроники великой битвы» прежде всего разворачивают исторический фон, то здесь мы старались передать атмосферу того судьбоносного времени, нарисовать портреты живых людей, рассказать о них скорее художественным языком.

Третий проект — «Русские поэты о Куликовской битве» — представляет собой череду 2−3-минутных роликов, в которых актеры, в основном сотрудники православного театра «Глас», читают стихи отечественных лириков об этом великом сражении — К. Рылеева, А. Блока, Н. Старшинова и др. С ним тоже зрители канала «Культура» могут начать знакомиться 5 сентября.

Наконец, четвертый проект, «Страницы летописи», — это ряд анимированных телеминиатюр, основанных на летописном своде XVI века с цитатами из «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище» в русских переводах. Они с 1 сентября начинают выходить в эфир на канале «Россия» в формате межпрограммных роликов.

Мы старались работать так, чтобы в целом все четыре проекта представили аутентичную панораму битвы.

И, конечно, для нас было очень важным то, что наши культурно-образовательные начинания благословил Святейший Патриарх Алексий, засвидетельствовав важность подобных трудов в деле духовного и патриотического воспитания.

Мы хотели напомнить обезверившимся современникам, что они — потомки великого народа, который обладает грандиозной историей и культурой, немного приподнять планку в оценках россиянами своего прошлого, ко многому обязывающего тех, кто живет сегодня…

— Как Ваш подход к решению таких задач на современном телевидении соотносится с тем, что пытаются делать создатели канала «Спас»?

— Мы все-таки подходим к делу по-разному. Канал «Спас» особое внимание уделяет публицистике и старается совместить новейшие и обкатанные в последние годы технологии производства телевизионного продукта с православно-патриотическим содержанием, которое прежде в подобную форму не облекалось. Там православные люди стараются делать очень современное телевидение…

Мы же ставим перед собой несколько иные задачи. Для нас на переднем плане — не публицистика, а культура и образование.

Кроме того, принципиальная особенность нашего проекта — в том, что он литературоцентричен, то есть призван дать голос великому литературному, книжному богатству, доставшемуся нам от боголюбивых предков. Одна из наших основных целей — способствовать возвращению людей к книге, к ценностям Слова. И потому телепрограммы, которые мы выносим на суд зрителей, — это своеобразные электронные ожившие книги…

— Значат ли Ваши слова, что именно в этом Вы видите вообще основную задачу современного телевидения, ориентированного на традиционные духовно-нравственные ценности?

— Безусловно. Мы стремимся делать телевидение миссионерское, просветительское, духовно полезное. Современная же телеиндустрия по преимуществу агрессивна, а часто и вовсе разрушительна. Она подразумевает взвинченный темп визуального повествования, спекуляцию репортажной камерой и воспроизводящими друг друга одинаковыми бытовыми картинками либо, скажем, навязчивую хайтековскую стилистику с плазменными экранами в студии…

Мы принципиально не хотим пользоваться такой телевизионной поэтикой. У нас даже нет «говорящих голов» — слово звучит только за кадром. Мы считаем, что если уж показывать на экране человека, представляя живую личность в роли транслятора безусловных, православных ценностей, то его речь обязана быть кристально чистой — в ней не должно звучать ни толики «кондовости», пристрастности, экзальтации, политической ангажированности. А такую высоту сегодня взять очень трудно…

— Как бы Вы определили свою концепцию роли Куликовской битвы в русской истории, то видение смысла этого события, которое Вам бы в первую очередь хотелось донести до зрителя?

— Это была прежде всего битва духовная, сражение за веру. Если внимательно читать летописи, то сомнений в этом не остается. В каждом нашем ролике — а они, повторяю, основаны исключительно на аутентичных исторических источниках — звучат слова «Бог», «вера», «за веру христианскую"… Именно об этом духе свидетельствуют летописные своды, мы лишь следовали за логикой документа и ничего не выдумывали.

Сегодня в литературе и популярной историографии вокруг Куликовской битвы сформировалось множество мифов. Мы старались держаться от них подальше. К примеру, кто-то утверждает, что русское войско насчитывало чуть ли не 150 000 человек… С точки зрения трезвого исторического подхода, это, конечно, полная бессмыслица…

Да и важно, в действительности, совсем другое — подъем русского духа и национального самосознания. Хотя пик расцвета Орды к концу XIV века остался уже позади, это все же была грандиозная империя, которая по масштабам своих завоеваний превосходила Древний Рим. На Дмитрия двинулась чудовищная махина, и одоление врага в этом сражении — это поразительная победа, а в военном отношении просто гениальная…

И все же дух Куликовской битвы передают не нюансы батальной тактики, а такие слова: «Если Бог за нас, то кто против нас?»

Когда князь Димитрий прибыл за благословением к преподобному Сергию, то великий старец поначалу предлагал ему придерживаться принципа разумной осторожности — послать хану щедрые дары, пустить в ход дипломатию. Но когда Димитрий рассказал, что все эти шаги ни к чему не привели, то преподобный в конце концов вынес суждение совсем иного — духовного — порядка, основанное на постижении судеб Божиих в истории: «Его ждет погубление, а тебя победа».

Сущность подвига благоверного князя Димитрия Донского — это готовность соотнести себя с Промыслом, в тяжелейших исторических обстоятельствах решиться на по-настоящему духовный шаг. Он повел народ к жертвенному алтарю, но сделал это по благословению Божию. И это важнее всего.

— Большое спасибо, Евгений, за пространные и вдумчивые и ответы.

Беседу вел В. Полонский

http://www.patriarchia.ru/db/text/38 350.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru