Русская линия
Православие.RuИеромонах Киприан (Ященко)02.09.2005 

Что узнают наши дети в новом учебном году
Интервью с иеромонахом Киприаном (Ященко)

Иеромонах Киприан (Ященко) (слева) и Ректор Московской Духовной Академии архиепископ Верейский Евгений
Иеромонах Киприан (Ященко) (слева) и Ректор Московской Духовной Академии архиепископ Верейский Евгений
Мы — на пороге нового учебного года. Какие знания смогут получить дети? Святитель Филарет Московский предупреждал о том, что «бесполезны все наши познания, когда мы при них Иисуса Христа не знаем».

Сегодня мы беседуем об этом с иеромонахом Киприаном (Ященко), ректором Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, деканом педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, руководителем Центра педагогических исследований «Покров».

— Отец Киприан, как главный редактор газеты «Воскресная школа», поделитесь с нами, пожалуйста, своими мыслями о том, каково сейчас положение с воскресными школами в нашей стране.

— Принципиально ситуация не изменилась — все те достижения и болезни, которые есть в воскресных школах, так и остаются. Напомню, что Святейший Патриарх, выступая на Архиерейском соборе 2004 года, остро высветил проблему серьезной работы с молодежью, заявив, что особого внимания требует сегодня внутренняя миссия, иначе через несколько десятков лет наши храмы будут пусты. Святейший Патриарх и многие архиереи неоднократно призывали к тому, чтобы при каждом храме была воскресная школа.

Это, к сожалению, пока недостижимо — далеко не каждый храм имеет воскресную школу. А действующие школы в большинстве своем малочисленны. В среднем школа при храме насчитывает 15−20 учащихся. Конечно, есть и такие воскресные школы, как, например, при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно, где находится 400 детей разных возрастов и более 50 преподавателей, соответственно для работы по различным направлениям задействованы большие помещения. И, безусловно, здесь видны хорошие результаты.

В новом учебном году усиливается тенденция к тому, чтобы воскресные школы не являлись просто группами по изучению Священного Писания, истории Церкви, катехизиса. Сегодня они призваны раскрывать образ Божий в ребенке. И в основе их деятельности должны лежать занятия, действительно интересные для детей, причем не обязательно познавательного характера. Миссионерский эффект достигается в любой сфере, если в ее основе стоит верующий человек, который, например, может увлечь детей походами в горы, или необычными экскурсиями, или резьбой по дереву, или пением. Дети будут постигать основы Православия через живое общение с самим педагогом, через те аспекты выбранного ими увлечения, которые непосредственно связаны с Церковью.

На первое место по степени заинтересованности детей и родителей выходят три ветви работы в воскресных школах — культурно-просветительская, спортивная и военно-патриотическая. В культурно-просветительской области — широкий простор: это и фестивали воскресных школ, приуроченные к церковным праздникам, и выездные выступления детских театральных студий, и открытые уроки в общеобразовательных школах, посвященные выдающимся сыновьям и дочерям Русской земли. Если говорить о Москве, то успешные примеры по данному направлению дают десятки воскресных школ, в том числе школа при храме Живоначальной Троицы в Хорошеве, по военно-спортивному направлению — воскресная школа при храме святителя Николая в Подкопаях.

— Сегодня есть практически все возможности для того, чтобы, по определению Святейшего Патриарха, «организовать много интересной работы, за которой молодые люди могли бы приобщиться к православной культуре». И такая работа идет не только в центре, но и на местах. К примеру, в Успенском храме с. Щапово (Подольский район Московской области), прихожанином которого я являюсь, налажена масштабная работа с детьми. Сейчас в воскресной школе учится около 80 человек, включая подготовительные группы — от 4 до 7 лет; с помощью благотворителей построен новый церковный дом, где будут проходить занятия; планируется начать работу кружков -хорового пения, бисероплетения, рисования, кулинарии….

Отец Киприан, хотелось бы услышать от Вас и о новых крупных проектах и формах работы с детьми. В конце августа Вы провели первый паломнический сбор детей «Преображенский стан» на Куликовом поле. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее…

— В этом году, как известно, мы отмечаем славную дату — 625-летие Куликовской битвы. Печальный факт: чем ближе к празднованию, тем больше замалчивания со стороны наших СМИ значимости этого юбилея. Несмотря на информационную блокаду, мы поддержали инициативу нескольких воскресных школ из регионов по организацию такого сбора. Всего в сборе участвовало около 100 детей: с Кубани, из Тамбова, Мичуринска, Орловской, Белгородской областей… Также приехали священники, педагоги — познакомиться, помолиться, причаститься. Жили мы в палаточном городке.

В рамках слета осуществлялась большая культурная программа, включающая экскурсию по музею Куликовской битвы, творческие программы участников, песни у костра, постановку силами детей спектакля. Особенно значимым было участие детей в общем молитвенном правиле (утреннем и вечернем) и, конечно же, литургии. Многие дети впервые открыли для себя духовную необходимость утренних и вечерних молитв.

Эта встреча так всем понравилась, что возникла идея проведения таких постоянных сборов, своего рода «мобильных воскресных школ». Очевидно, это должна быть постоянно действующая организация, чтобы дети имели возможность принимать участие в дни своих каникул в сборах, которые могут быть тематическими: историческими, краеведческими, военно-спортивными, певческо-музыкальными. Думается, что такие инициативы увлекали бы детей, которые могут творчески проявлять себя на этих сборах — делать интересные фильмы, фотоальбомы, даже проводить свои исследования, допустим, по реконструкции монастырей и храмов.

Как видите, возможен синтез различных форм работы — исследовательско-архивной, паломнической, художественной. Но прежде всего — это объединение детей. Дети встречаются, общаются — это им тоже нужно и интересно. Подобные сборы рассчитаны на участников в возрасте до 14−15 лет — то, что раньше соответствовало пионерскому движению. Фактически, речь идет о создании всероссийского православного детского движения.

Интересный опыт имеется в Нижегородской епархии. Там выделили 4−5 наиболее интересных, с точки зрения культурной традиции, объектов (включая Нижегородский Кремль) и обучают старшеклассников из общеобразовательных школ проводить экскурсии. Чтобы пробудить у ребят интерес, первую экскурсию провел сам Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе — Сергей Кириенко.

И все воодушевились новым делом. Вначале на эти экскурсии пришли учащиеся всех школ города и района, техникумов, гимназий. Православные юные экскурсоводы передают своим сверстникам ощущение причастности к православной культуре, говорят с ними на одном языке. Дальше — больше. Новые экскурсоводы стали проводить экскурсии для иностранных делегаций, почетных гостей города, своих сверстников, приехавших в Нижний Новгород из других регионов. Сейчас в Нижнем Новгороде организован православный паломнический центр «Золотые купола», где в качестве православных экскурсоводов заняты несколько десятков ребят.

— Отец Киприан, давайте поговорим теперь о перспективах изучения православной культуры в нашей общеобразовательной школе. Не настала ли пора, о чем все настойчивее говорит в последнее время Святейший Патриарх, прервать у нас монополию атеизма в образовании?

— Напомню сразу известный в принципе факт: курс православной культуры является культурологическим, а не вероучительным. Сегодня любая российская школа может ввести факультативный курс «Православная культура» в качестве компонента школьной программы. Это делается на основе письменного заявления родителей. В настоящее время имеется около десятка учебников по основам православной культуры. К примеру, только в нашем издательстве «Покров» вышло уже шесть учебных пособий по православной культуре. На наш взгляд, сегодня также необходима интеграция православной культуры в различные школьные дисциплины. Сейчас у нас готовится несколько изданий, где православная культура раскрывается в контексте конкретных предметов — литературы, истории, иностранных языков.

Примечателен пример школы N54 города Самары, где есть опыт введения элементов православной культуры в различные предметы. В разработке подобных программ принимал участие известный православный педагог — игумен Георгий (Шестун). Очевидно, преподавание православной культуры учителями-предметниками — следующий этап нашей работы.

— По словам одного из разработчиков программы по православной культуре, протоиерея Виктора (Дорофеева) из Ногинского района Московской области, несомненные преимущества здесь — приобщение к отечественным истокам и традициям и духовная безопасность: ребенок будет осведомлен о деятельности тоталитарных сект. Откуда же тогда, отец Киприан, идет столь упорное сопротивление повсеместному введению православной культуры в школах?

— Сопротивляются те же силы, что и противостоят Русской Православной Церкви. Им очень невыгодно, чтобы Церковь имела влияние на подрастающее поколение. Их задача — показать, что Церковь — это не более, чем некая «музейная экспозиция», оторванная от людей и не имеющая реального влияния. По тем же причинам Церковь сегодня стараются не допустить к средствам массовой информации.

Как показывает практика, там, где широко преподается православная культура, например, в Ногинске, Смоленской, Белгородской, Курской, Калининградской областях, не произошла «православная революция», просто дети становятся другими, во-первых, более культурными, во-вторых, укорененными в своих отечественных традициях и, что самое главное, более духовными.

Никто не заставляет детей принимать веру, но они, по крайней мере, готовы к сознательному выбору. Изучив свою традицию, ребенок уже сознательно может принять или отвергнуть Православие. Даже если он отвергнет Православие и примет другую религию, это будет его сознательный выбор. Это корректная постановка вопроса, когда воля человека не подавляется.

Сегодня же в нашем обществе происходит насилие над сознанием детей, когда им внушается только модель «бери от жизни все». По сути, мы имеем дело с самым настоящим ущемлением прав человека, нарушением международных норм — права детей на изучение религии, национальных традиций… Это подходит под идею геноцида нашего народа, причем речь идет не только о физическом уничтожении, но и о духовном геноциде. Духовно убито гораздо больше, чем физически, а ранены, наверное, все…

— И все же, ожидается ли сейчас какое-нибудь продвижение с введением курса православной культуры?

— Если иметь в виду школьный компонент, то православная культура введена практически во всех регионах России. Сегодня нельзя назвать какой-то области или края, где хотя бы в одной школе или в одном классе не преподавалась православная культура. Этот процесс сейчас остановить уже невозможно. Если же взять региональный компонент, то здесь требуется решение Законодательного собрания определенного региона, постановление местного Министерства образования, должны быть подготовленные соответствующим образом учебники и программы — в таком случае это меньше половины регионов России.

На федеральном уровне мы этот вопрос не ставили — нет такого количества подготовленных педагогов, нет наработанной типовой программы и соответствующего комплекта учебных пособий. У нас пока имеются авторские разработки по православной культуре, ряд типовых программ и учебных пособий. Хотя примерный стандарт «Духовная культура» уже существует (он был подписан и разослан предыдущим министром образования Филипповым), но под него нужна целостная программа и единый комплект учебных пособий, включающий как учебники, так и наглядные материалы, в том числе электронные. Мы будем рады любым наработкам в этой области, готовы способствовать тому, чтобы они получили церковную и государственную экспертизу. Готовы это издавать.

— Какую миссию выполняет возглавляемый Вами Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений?

— Любой педагог из самого отдаленного уголка России может прислать свою программу по православной культуре к нам на экспертизу. Мы не просто проводим экспертную оценку таких программ, но и поддерживаем наиболее творческих авторов — издаем их работы в виде пособий, которые можно использовать в образовательном процессе.

Сейчас мы работаем, главным образом, с Министерствами образования отдельных областей. Мы предлагаем им на рассмотрение соответствующие материалы, и они на своем местном уровне могут их принимать и использовать.

— Что сейчас делается в плане подготовки и переподготовки преподавательских кадров по направлению «православная культура»?

— Уже четвертый год в Московской духовной академии проходят курсы повышения квалификации преподавателей православной культуры — два раза в год: летом и зимой. В начале января 2006 года также состоятся эти курсы (заявка на участие принимается по телефону: (095) 925−7226). Для тех, кто уже прошел такие курсы, имеется возможность поступить на второй год обучения и получать заочное богословское образование по направлению «Православная культура». После 3−4 лет обучения мы уже можем выдать документ, который приравнивается ко второму высшему образованию по теологии.

Мы готовы способствовать тому, чтобы учителя, которые проходили за неделю «школу молодого бойца», теперь получали полноценное богословское образование за 3−4 учебных года работы с лучшими профессорами Московской духовной академии. Педагогический факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета также готовит преподавательские кадры по направлению «Православная культура». У нас есть дневное отделение, а в настоящий момент в сентябре проходит дополнительный набор на вечернее отделение — это подготовка воспитателей, социальных педагогов. Также существует заочная форма обучения, сроком обучения 5 лет.

Особо необходимо отметить региональные семинары по православной культуре. Мы стараемся всячески им помогать, а также сами являемся организаторами их семинаров. Положительный опыт подготовки преподавателей православной культуры имеется в подмосковном Ногинске — там при Богоявленском соборе существуют трехгодичные курсы для тех учителей, которые хотели бы преподавать православную культуру.

— Отец Киприан, что бы Вы сказали детям, придя 1 сентября в класс на их первое занятие по православной культуре?

— «Здравствуйте, дети!» (смеется). Хотелось бы сказать детишкам о том, что отечественная богатейшая культура — жемчужина во всемирной культуре. Она — одна из самых красивых и духовных культур. И ее необходимо знать, приумножать и почитать, потому что она дает нам силы, чтобы жить полноценной жизнью.

И еще: наша культура неразрывно связана с Православием, невозможно разделить, где заканчивается православие и где начинается культурная традиция. Православие является ядром, которое пронизало всю все наши лучшие произведения — литературные, музыкальные, художественные. Можно ли назвать хоть одного выдающегося русского художника или композитора, который не был бы православным?

Великая вера дала великих людей, вдохновила их на великое творчество. Очень важно для наших детей, чтобы этот путь к самим себе, совести, идеальной красоте, любви, доброте прошел через чистый источник — Православие.

— Спаси Господи, отец Киприан, за столь интересную и содержательную беседу.

— Во славу Божию!

Беседу вел Василий Писаревский

http://www.pravoslavie.ru/guest/50 901 172 707


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru