Русский дом | Павел Анохин | 02.09.2005 |
Сразу же возникает вопрос: насколько этот договор нужен сегодня России? Как считает авторитетный специалист по международным отношениям, доктор исторических наук, заместитель председателя думского Комитета по международным делам, член фракции «Родина» Наталия Алексеевна Нарочницкая, международная практика знает немало примеров, когда прекращение войны обходилось без договора. Например, отсутствует мирный договор между СССР, и в качестве его правопреемника Россией с фашистской Германией. На территории поверженного рейха возникли оккупационные зоны, которые превратились потом в ГДР, ФРГ и Западный Берлин. Состояние же войны было прекращено односторонне — Указом Президиума Верховного Совета СССР и соответствующими юридическими актами союзных держав.
«Нам не нужно обращаться к Токио с предложением подписать на компромиссных условиях мирный договор, — говорит Нарочницкая. — Япония — страна-агрессор, которая потерпела во Второй мировой войне поражение и подписала акт о полной и безоговорочной капитуляции. Единственные действующие и юридически обязывающие международно-правовые документы — это решения держав в Ялте, Потсдаме, а также Сан-Фpанцисский мирный договор с Японией, подписанный 51 государством во главе с США в 1951 году. В соответствии с Ялтинскими решениями, все Куpилы и остров Сахалин возвращались навечно СССР».
То же подтвердила Потсдамская декларация США, Великобритании и Китая, к которой позднее присоединился СССР: «…после полной и безоговорочной капитуляции суверенитет Японии будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем». Эти последние слова указывают на международно-правовые следствия полной и безоговорочной капитуляции: утрату Японией даже права обсуждать условия послевоенного урегулирования. На основании этих документов военная администрация США в Японии направила директиву N 677 от 29 января 1946 г. с указанием, что из японской юрисдикции исключаются все Курильские острова, включая Шикотан и Хабомаи.
Казалось бы, что случится, если «чуть-чуть уступить» Японии? «Удовлетворение японских претензий на «возвращение» островов, — говорит лидер фракции «РОДИНА» в Государственной Думе доктор философских наук Дмитрий Олегович Рогозин, — означало бы прямой подрыв «принципа неоспариваемости» итогов Второй мировой войны и открыло бы возможность ставить под сомнение другие территориальные статус-кво. А в результате победы над «странами оси» в 1945 году Калининградская область и Курилы были определены как территория СССР; Эльзас и Лотарингия стали Францией, хотя в течение столетия иногда входили в Германию; Силезия передана Польше, хотя четыреста лет была Пруссией — знаменитая граница по Одеру — Нейссе; Додеканезские острова переданы Греции, хотя с Версаля принадлежали Италии, а до этого — Оттоманской империи. Все решения Ялты и Потсдама увязаны в один пакет. Принцип незыблемости итогов Второй мировой войны — это по-прежнему фундамент всех послевоенных международных отношений, сохраняющий своё основополагающее значение, каким бы архаизмом он сегодня ни казался сторонникам «глобализации».
По мнению аналитиков, в общественное мнение России сегодня усиленно внедряется ложный постулат о том, что этот мирный договор абсолютно необходим нашей стране. В очередной раз обострил дискуссию о нём и о связанной с ним передаче Японии островов Курильской гряды предстоящий визит Президента России Владимира Владимировича Путина в Страну восходящего солнца. Особенно напряжённо восприняли в российском обществе слова министра иностранных дел Сергея Лаврова и Президента о «верности России обязательствам, вытекающим из Советско-японской декларации 1956 года».
В чём суть этого документа, на который ссылаются и сторонники, и противники компромиссного решения проблемы «спорных территорий»? Декларация была подписана 19 октября 1956 года, и зафиксировала готовность СССР передать Японии острова Хабомаи и Шикотан, но только после заключения мирного договора. Подписание декларации, по замыслу Хрущёва, должно было удержать Японию от заключения договора о военном сотрудничестве с США.
Однако такой договор всё-таки был подписан 19 января 1960 года, и закрепил бессрочное пребывание американских вооружённых сил на японской территории. «Тем не менее, в Декларации, при всей недальновидности Никиты Сергеевича, — отмечает Наталия Алексеевна Нарочницкая, — речь идёт не о «возвращении», а о «передаче», то есть о готовности распорядиться в качестве акта доброй воли своей территорией, что не создаёт прецедента ревизии итогов войны. Опять же, от российской общественности почему-то скрывают, что уже 27 января 1960 года советское правительство в меморандуме объявило об изменении обстоятельств и предупредило: «только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания мирного договора между СССР и Японией острова Хабомаи и Шикотан будут переданы Японии». В этом и нескольких последующих документах было заявлено: вся ответственность возлагается на Японию, которая заключила договор с США и полностью изменила обстоятельства».
Полная и безоговорочная капитуляция Японии по международному праву предполагает передачу всей полноты собственного суверенитета на милость победителей. Они определяют размер территории и границы, в которых будет жить эта страна, правила пользования этой территорией. Фракция «Родина» внесла на обсуждение Государственной Думы проект заявления «Об отсутствии территориальных проблем между Россией и Японией». Документ осуждает возможную передачу Японии двух островов Курильской гряды — Хабомаи и Шикотан — утверждает, вопреки заявлению министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова, что между Россией и Японией нет территориальных проблем, и принадлежность России упомянутых островов обсуждению не подлежит.
«Проблему так называемых «спорных территорий» мы должны решать по принципу: ни пяди русской земли — ни другу, ни врагу, — подчёркивает Дмитрий Олегович Рогозин. — Курильские острова — это наша земля, это территориальная компенсация, которую мы по праву получили за жертвы войны, развязанной Японией, и мы не собираемся никому ничего передавать». Фракция «Родина» внесла на рассмотрение депутатов Государственной Думы федеральный законопроект «О противодействии насильственному изменению конституционного строя либо нарушению территориальной целостности». Он определяет правовое противодействие антиконституционной деятельности, направленной на насильственное изменение конституционного строя нашей страны, нарушение её территориальной целостности. Более того, предусматривает уголовное наказание в отношении тех государственных или общественных деятелей, которые выступают за отторжение территории от Российской Федерации.