Русская линия
Псковское агентство информацииАрхимандрит Гермоген (Муртазов)01.09.2005 

«Ваши пути и Мои пути, что небо и земля отстоят»

Вы, отец Гермоген, на протяжении многих лет окормляете православных. Со временем народ меняется. Какие были в 70- е годы люди, какие сейчас? Разница есть?

Грехи от Первого человека до последнего — одни те же. Только степень их поражаемости может быть другая. Вот период до Ноя: там люди пили, ели, женились, выходили замуж до того времени, когда Ной пошел в ковчег, и все закрылось водой. Потому уничтожено было человечество, что «не может пребывать Дух Мой в человецех сих, зане превратились в плоть и кровь».

Что значит «в плоть и кровь», батюшка?

Если проанализировать историю Священную, у Адама были сыновья Каин, Авель и Сиф. Авель был убит. Сифиты назывались сыновьями Божиими, приносили жертвоприношения, жили более — менее по-божьи, археологи обнаружили остатки центрических построек — храмов. А каинаниты жили по-человечески: развивали науку, строили города, и когда их границы сблизились, они стали соблазняться, и сыны человеческие устраивали браки с сыновьями Божьими. Вследствие смешанных браков стали рождаться исполины, сильные люди, которые могли одним кулаком убивать человека. Святитель Дмитрий Ростовский говорит, что это для смирения сифитов — не надо было им эти браки устраивать. Но грех за все годы перебил закваску, и превратились люди в плоть и кровь, то, что и произошло при Ное. Он один чистым остался. И сейчас мы такое время наблюдаем. Пока была у России своя граница с Западом, мы себя соблюдали.

Большевики нас ограждали, получается, от вездесущего греха?

И нечестие на нас не давило. Была стена медная, которая пала, все границы рушатся и будет то, что при Ное. И Господь в Евангелии говорит, что и в последнее время люди будут жить, как при Ное: ели — пили, женились, выходили замуж, пока бедствие (потоп) не постигло. Поскольку грех глубоко поражает людей, вследствие греха и средняя проживаемость людей ниже, вроде, 60 лет или сколько-то. И хотя благодать Божия та же, что и в Апостольские времена, Церковь-то и сейчас Христова, но грех так распространился, что отдаляет человека от Бога. И сложно возвращаться к Богу, даже и верующим через путь покаяния. Потому и школа Оптинских старцев возникла, различающая, систематизирующая грех. Раньше люди жили простой верой, они были простодушны, как пастушки, которые услышали песнь Ангелов о рождении Спасителя и пошли, и достигли Вифлеема, и принесли Благую весть миру. А мудрецы, которых вышли десять человек по звездам, из них только три достигли цели. Это говорит о преломлении умозаключений. Простота ведет к Богу, а умствование удаляет от Бога. Отсюда и иконопись — то стала непонятной, как аскетический образ, одухотворенный вне нашего сознания. Но человек желает приблизиться к Богу, и живопись приемлемую начали, и Бог таким стал, как представляют его люди, например, эпохи Возрождения.

Потому и у нас попущения были революционного лихолетья, что люди XX века охладели к вере. И свидетели рассказывали, как тогда в семинариях занимались политическим проблемами, в монастырях процветал блуд, пьянство. Все опустошилось и опустело, и грех стал преизобиловать, и надо это было как-то очистить Господу. Поэтому этот сортировщик Володя, Владимир Ильич, и был послан. И если бы не было этой сортировки, мы бы не сохранились в той вере. Греховная волна захватывала и съедала все здоровое.

Но вся Россия тогда была православной, не было же неправославных?

Было такое греховное состояние людей. И Господь послал, прежде всего, отца Иоанна Кронштадтского, как пророка, и он везде ходил, проповедь вел перед всем народом, людей к покаянию призывал, чудеса творил, чтобы сохранить еще веру детскую. Но потом пришло советское время, и все очистилось с кровью, и теперь остаток остался. Другая жизнь теперь, и очень интересная. И должен этот период какой — то очистительной Голгофой окончиться, не просто так все. Сейчас уже само по себе то, что мы видим, политическая форма жизни, какая есть — это не без Промысла Божьего. Церковь, слава Богу, у нас открыта, монастыри открыты, все действует. Но это еще не духовный расцвет, который пророчествовали наши святые отцы. Это пока период покаяния. Господь дал время, чтобы люди пришли в себя, покаялись. А потом уже будет очистительный период.

Он еще впереди?

Да. Тогда уже, кто останется в живых, будет другая система управления. Россия — будет одно государство, русские будут жить в своих границах, а другие будут жить в той земле и том государстве, где они родились и которому принадлежат. И каждое государство будет отдельно идти своим путем. Это для того надо, чтобы, когда соберется ООН, и все правители будут разбираться, почему такая анархия произошла, столько людей погибли, вспомнят всех правителей от Диоклетиана, Нерона до Сталина и фюрера, а что сделать, чтобы этого больше не было? А надо избрать нового правителя земли.

Хорошего. Благими намерениями…

Да, вот тебе и глобализация, вот и антихрист появится. Сверхчеловек, о котором они говорят. В народе скажут: вот пришел Христос, Спаситель. А чего Спаситель? Справится с анархией. Спаситель — спас от анархии, от мирового политического зла. Вот и пойдет: Храм в Израиле восстановят, потом все Церкви объединят. Папа и так у католиков, как видимый Бог на земле. Последний Папа и будет главой гражданской, и церковной власти на земле. И сейчас все идет в этом направлении: соединиться со славянами, помириться. А наши тоже посылают в Рим своих студентов, потом будут у нас преподавать по возвращении. Отец Иоанн Кронштадтский говорил: «Что такое католики? Это люди, которые исповедуют Истину во лжи». Господи, дай Бог всем спастись.

Священники сейчас много говорят о том, что мы живем в конечные времена, времена конца мира. Становится как-то не по себе, еще и тексты есть святоотеческие, где звучит такая мысль: хоть молись, хоть держи посты, причащайся, но если ты не смиряешь гордыни, тебе не спастись. Не увидеть Царства Небесного. Как же жить без надежды?

В отношении времен, какие они есть — времена все были спасительные. А спасение зависит индивидуально от каждого человека. Пока, на сегодняшний день, есть живые клетки и организм живет. Есть обрядоверие, есть церковность, а есть духовность. В чем они различаются? Церковность — соблюдать посты, делать поклоны, совершать молитвы утренние и вечерние, в церковь ходить. Но это не значит, что человек духовный. Духовность — это, когда человек созидает дух внутрь себя. Стяжание Духа Святаго — это когда человек понимает, как правильно избавиться от того или иного греха.

Как?

Ветхозаветное требование, Моисеево — жизнь по заповедям — не убий, не укради…. А евангельское требование — избавиться от корней греха. Если только воззрит на жену, то уже повинен греху. Надо корень греха искоренять

Корень — это мысль?

Это причина. Каждая болезнь имеет свою причину. А причина всех болезней и душевных, и телесных — грех. И всех страданий, внешних и внутренних. Нужно научиться внутреннему деланию, научиться, как правильно жить во Христе и со Христом. Вот Иоанн Кронштадтский вел дневник, наблюдал за собой, как каялся, как молился. Он не только в Церкви жил, церковной жизнью, но и жил духовной жизнью. Как ему совесть подсказывает. Но есть люди с потухшей совестью, с ложной совестью, сгоревшей совестью. А совесть есть наш внутренний Божий закон, который контролирует наши поступки, оправдывает их, или осуждает. Надо этого закона придерживаться. Но око совести вследствие греха стало извращенным, затемненным, и Бог дал нам писаный Закон — Евангелие, евангельские заповеди. А первая заповедь Евангелия — «блаженны нищие духом».

Что значит — блаженны нищие духом?

Святой Иоанн Златоуст говорит, что это смиренномудрие. Когда мы сравниваем свою жизнь с Евангелием, мы видим, как мы далеки от того идеала, который здесь начертан. И мы смиряемся, значит, мы нищие духом, чтобы исполнить этот идеал, у нас нет такого духа. И когда мы осознаем свою нищету греховную — это первая ступенечка. А потом начинаем каяться, исповедоваться, сокрушаться, и вследствие плача покаяния рождается кротость. Вот вам пример кротости: одному послушник старец сказал: «Иди, ругай покойника. — Что он сказал? — Ничего. Молчит. — Теперь иди и хвали. — Что он сказал? — Ничего. — И ты таким будь: молчи на хвалу и ругань». Этот дух кротости направлен против гнева. Далее человек жаждет, алчет правды, живет внутренне. А потом он становится милостив — «блаженны милостивые». Потом очищает сердце, умиротворяется и не живет как все. Как говорит Господь «раб не больше господина своего, Меня гнали, будут и вас гнать». И начинают человека выживать из мира, потому что он не живет, как все. И если претерпит все до конца — спасен будет. Вот он путь спасения, который начинается со смирения, с осознания своего греха, с раскаяния. Самому человеку это не преодолеть, поэтому Господь говорит, что «без Меня не можете творить ничесоже». Требуется благодатная сила, помощь Божия. Апостол Павел и говорит «Сила моя в немощи совершается». Вот таков путь христианина: и мы идем, и святые шли. А искра преображения Божественного Света должна всегда теплиться в нашем сердце и указывать нам путь к вечной жизни. Господи, благослови нас.

Батюшка, мирянину спастись никакой надежды нету, в таком случае.

Игнатий Брячининов это объясняет, напоминая евангельский эпизод о богатом юноше, который спрашивает Господа, как можно спастись? Заповеди соблюдай. — Это я еще с начала юности соблюл. — А что еще? — Иди, продай свое имение, раздай нищим, возьми крест и следуй за Мной. Этого юноша не смог сделать и ушел, опечаленный. Это была его болезнь, его рок, сучок в нем. Он ушел унылый. Кто же тогда может спастись, спросил апостол Петр, если такой юноша не смог. И Господь сказал, что невозможно человекам — возможно Богу. У каждого есть такой сучок, такой рок, с которым он не может расстаться, любит его и ему служит. У кого водка, у кого власть…Это нам затворяет Богообщение, и самим нам от такого греха не очиститься, а только с Божией помощью. Господь говорит, что все возможно Богу, если человек будет просить и каяться. Разными путями спасаются: у кого болезни, у кого как, но нужно сказать, что избранники Божии заканчивают сейчас мученической кончиной. Особенно после 1980 года, после нашей Олимпиады, когда нам принесли языческий огонь в Россию, и поклонялись языческому огню. За это Господь России послал мученические кончины верующим. Не отсекание головы, как в первые времена, а болезни, раковые, сердечные и другие. Очистительные, если человек их претерпевает. Пример один приведу: умирает грешник спокойно и мирно, и умирает человек праведной жизни, мучается и томиться. Ну, как же, вроде жил праведно? Отцы святые говорят, что тот, кто жил беззаконно, но мирную кончину получил от какой — то добродетели, которая была в его жизни. Бог ему ее послал. А тот, который жил по заповедям, чтобы его окончательно очистить, Бог послал ему болезнь, чтобы он претерпел до конца. Он окончательно очистился и чистым уходит к Богу. Так что суд человеческий и Суд Божий — разные вещи. В паремии священник произносит: «Ваши пути и Мои пути, что небо и земля отстоят».

Думается, что когда человек много молиться и делает столько добра людям, как Вы, отец Гермоген, он не должен вообще болеть?

И за свои грехи, конечно, мне болезни. Но вот приходит к нам человек, я его исповедую, смотрю, а у него на глазах сетка, он весь покрыт этой сеткой.

Вы это видите?

Да, а пока исповедуешь, эта сеточка с него сходит, а следы остаются на тебе. Не просто так побеседовать. Или письмо напишут. Недавно женщина принесла мне две общих тетради…И все эти немощи, о которых пишут, говорят, мы все на себе несем, они никуда не деваются, не в воздух уходят. Если человек благодатный, старец — и ему написали свои духовные проблемы, и с нас, как с гуся вода — все сходит, потому что в нас есть Дух Божий и не Божий. Священнический и такой. Тот, благодатный дух старца, священника, нас дополняет, мы соединяемся — получается открытое духовное пространство в общении с Богом. Распечатаешь письмецо, и пока не прочитаешь молитву разрешительную — все на тебе будет висеть, все эти грехи, а как прочитаешь молитву — все. И тебе легко, и тому легко. Вот такой наш пастырский крест.

Ведь и Спаситель падал не от тяжести дубового креста, который нес. А падал от грехов мира. Еще Макарию Великому явился диавол и говорит, что христиан так много размножилось, и они, как огнь палящий, даже ему нет места в пустыне. А когда уже Кириллу Белозерскому явился, то сказал, что никаких христиан не осталось, и тебя скоро уберу отсюда. Когда люди живут по-настоящему жизнью во Христе, являются носителями благодати Божией — огненной этой ауры, то они все освещают вокруг себя и даже поля, дома, все внутри. Была ангелоподобная жизнь, особенно в России. Это и есть Царство Божие, пришедшее в силе, и благодать Божия, которая все освящала. А когда это все вдруг исчезло, началась греховная жизнь. И пели мы ему гимн «Вставай, проклятьем заклейменный», и с ним соединились, и стала греховная жизнь развиваться сама по себе. И так она и процветает. И когда люди пишут большие исповеди — освобождаются. Так вот, Спаситель нес земные грехи мира. Никто не мог их поднять, ни Ангелы, ни Архангелы, никто кроме Него.

И даже Бог упал под нашими грехами.

Да, от этой тьмы греха. Она нам мешала общению с Богом. Но когда Господь рассек эту стену греха, и мы через Него имеем доступ к Отцу Небесному и через Него спасемся. Но если жить только по Закону, как пишет Апостол Павел, никогда не спасешься. Потому что, если нарушишь одну заповедь, то тебе вменяется нарушение всех заповедей.

А чем же спасаемся, если не спасешься исполнением Закона?

Верой и благодатью Божией. Его любовью. Закон был дан через Моисея, как детоводителю. А благодать дана через Иисуса Христа. Поэтому мы должны только поверить, покаяться и благодать дастся нам по нашей вере и очистит грех, который мы делаем. Он наш ходатай перед Отцом Небесным. И когда будет Второе пришествие, и все воскреснут, и все будут, как ангелы, и «Предаст Царство Бога Отцу» — и Бог будет во всех.

Тогда будет вся полнота, и та часть духовного мира, которая была человеческой, о чем Вы говорили в начале, станет ангельской, духовной?

А этот мир, который мы сейчас видим, будет предан огню и сгорит. Ездра пишет: «Мир стареет — зло увеличивается».

Скажите, батюшка, напутствие доброе людям Божиим.

Скажу Амвросия Оптинского слова: «Всех люби, от всех беги, никого не осуждай и никого не укоряй». И всем мое почтение.

Информационная служба Псковской епархии.

http://informpskov.ru/church/22 945.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru