Патриархия.Ru | Дьякон Михаил Асмус | 01.09.2005 |
Вторичное заступничество Богоматери случилось уже в царствование благоверного царя и великого князя Феодора Иоанновича. Когда в 1591 г. крымский хан Казы Гирей, внезапно напав на владения Московского государства, подступил к самой Москве, благоверный царь вышел со своим войском и расположился на том месте, где после был отстроен Донской монастырь, взяв с собою и икону Пресвятой Богородицы, принесенную с Дона. Одержав победу над татарскими войсками, царь велел поставить каменную церковь и поместить в нее чудотворную Донскую икону Богоматери. После обновления царями Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем монастырь становится царским богомольем, и сюда 19 августа (по церковному календарю) совершается ежегодный крестный ход из Кремля.
Известны две древние иконы Донские, которые обе датируются концом XIV в.: одна — большая, с изображением Успения на обороте, бывшая до 50-тых годов XVI в. в Успенском соборе г. Коломны и перенесенная затем в Благовещенский собор Московского кремля; другая — малая, подаренная в Троице-Сергиеву Лавру в память о благословении русского воинства на битву прп. Сергием Радонежским. В 1668 г. Симоном Ушаковым был выполнен список, стоявший до революции в Малом Донском соборе. Все три иконы пребывают ныне в стенах Государственной Третьяковской галереи. В настоящее время в иконостасе Большого собора Донского монастыря, справа от Спасителя, находится копия древней большой иконы.
В этом году, когда отмечается 625-летие Куликовской битвы, русские православные люди с особенной силой вспоминают участие Богородицы в судьбе русского народа, в истории России и молятся о том, чтобы и сегодня, несмотря на глубину нравственного падения, Матерь Божия не отвернулась от нас грешных и помогла одержать еще одну победу — на поле наших душ.