ОВЦС МП | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл | 31.08.2005 |
— Годовщина бесланской трагедии — это прежде всего глубокая душевная потребность в молитве о упокоении в селениях праведных ее многочисленных невинных жертв. Отныне скорбная дата 1 сентября всегда будет напоминать нам не только о необходимости действенного сострадания раненым, искалеченным, получившим тяжелейшие душевные травмы людям, вовлеченным в те ужасающие события, но и о том, что подобного нельзя допустить никогда и нигде. Не может быть забыт и подвиг тех, кто положили свою жизнь ради освобождения заложников. Русская Православная Церковь в этот день вознесет сугубые заупокойные молитвы обо всех погибших от рук террористов.
Бесланская трагедия, поразившая весь мир своей беспредельной жестокостью, — наше общее горе. Однако организаторы теракта не достигли своей главной цели: им не удалось разжечь пламя межнациональной и межрелигиозной войны. «У Меня отмщение, Я воздам», — говорит Господь (Евр. 10. 30). Поистине евангельскую мудрость проявили те люди, которые не поддались на провокационные призывы ко мщению и удержали от непоправимого шага своих собратьев. Да и возможно ли верующему человеку возлагать на какой-либо народ вину за преступления тех немногих, кто своими действиями поставили себя не только вне собственного народа, но и всего рода человеческого?
К прискорбию, попытки враждебных нашему общему Отечеству сил посеять семена раздора на пространствах многонациональной России продолжаются и будут продолжаться. Особенно остра ситуация на Северном Кавказе. Чтобы воспрепятствовать гибельной для страны эскалации ненависти и насилия, государство и общество должны объединить свои усилия. Политическая оценка состояния межнациональных отношений не должна ограничиваться констатацией светской властью того факта, что тот или иной конфликт не имеют этнической или религиозной подосновы. Человеку верующему очевидно, что без религиозно-нравственного воспитания подрастающего поколения, всего общества достичь взаимного уважения и разумной терпимости в таком сложном регионе, как Северный Кавказ, невозможно. И потому умиротворяющая и просвещающая роль традиционных религиозных организаций видится нам определяющей в перспективе национального возрождения как России в целом, так и множества народов, ее населяющих и составляющих.
Думаю, что произошедшее в селе Яндыки, где на протяжении долгого времени мирно соседствовали и сосуществовали русская, калмыцкая и чеченская общины, — одновременно результат как отсутствия продуманной и кропотливо претворяемой в жизнь национальной политики на местах, так и неспособности своевременно дать надлежащую правовую оценку действиям хулиганов или провокаторов, стремящихся дестабилизировать ситуацию.
— Каково Ваше мнение относительно необходимости одновременного введения преподавания основ православной и исламской культур в южных регионах России?
— В России Православие — это религия подавляющего большинства населения. В этом смысле наша страна является религиозно, культурно и этнически более однородной, чем, например, многие государства Запада.
Государственное становление и развитие России неразрывно связаны с Церковью, с Православной верой; великие достижения нашей национальной культуры невозможно адекватно воспринять и вполне оценить вне православного религиозного контекста. И потому совершенно очевидно, что с Православием должен быть знаком не только всякий более или менее образованный человек, но и любой, кто является гражданином нашего Отечества.
Но это отнюдь не означает автоматического отвержения иных культурно-религиозных традиций и ценностей. В регионах, где компактно проживают мусульмане или буддисты, преподавание основ соответствующих культур не только уместно, но и необходимо, ибо невежество в религиозных вопросах воспроизводит питательную среду для экстремизма и ксенофобии. Мы знаем, что идеологи терроризма нередко обращаются к религиозными лозунгами с целью манипулирования людьми, слабо разбирающимися в основах своей веры. И потому преподавание Основ религиозной культуры способствует консолидации общества, оно — необходимый элемент системы общего образования.
Там же, где, например, бок о бок проживают православные и мусульмане, совершенно необходимо параллельное преподавание основ православной и мусульманской культур. И такой положительный опыт уже есть: Церкви епископ Ставропольский и Владикавказской Феофан и руководство Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края подписали с карачаево-черкесским министерством образования и науки соглашение о введении преподавания основ православной и мусульманской культур.
И столь же красноречивый обратный пример: в столице России существует несколько десятков государственных школ с преподаванием цикла национально-культурных и религиозно-исторических дисциплин для проживающих в Москве детей самых разных народов. Вместе с тем русские школьники и дети других национальностей, которые хотели бы изучать культурологическую дисциплину «Основы православной культуры», в Москве этой возможности в государственных школах лишены.
— Месяц назад в стране начал вещание православный общественный телеканал «Спас». Каково Ваше впечатление от его первых передач? Нужен ли такой канал, программы которого может увидеть лишь тот, кто подключится за немалые деньги к спутниковому ТВ, — ведь получается своего рода «православие для богатых»?
— Появление православного телеканала на телевидении, несомненно, радует. Информацию о Православии, о жизни Церкви, о ее роли в жизни общества сотрудники канала пытаются донести до современных людей на понятном им языке, стараются объяснить, что многообразие и богатство духовной жизни человека не исчерпываются взаимоотношениями на работе, дома и в отпуске, что необходимо проявлять заботу не только о телесном существовании, но и о жизни души. Весьма важно, чтобы люди имели возможность посмотреть на происходящее в их внутреннем мире и вне его с точки зрения тех непреходящих ценностей, которые хранит Русская Православная Церковь.
Спутниковый формат вещания нового телеканала сегодня является вынужденным и действительно не имеет общенациональной аудитории. К нему могут подключиться люди, обладающие определенным достатком, однако коммуникационные технологии дают возможность со временем выйти на кабельное вещание, что может значительно расширить аудиторию канала. К тому же спутниковые «тарелки» могут, наверное, находиться в коллективном пользовании — как отдельных групп верующих, так и православных приходов. Как бы то ни было, сотрудники православного телеканала уже накапливают тот бесценный и довольно специфический опыт работы, без которого появление в будущем общедоступного массового православного телеканала было бы вряд ли возможно.
Я сторонник того, чтобы подобные телеканалы были по форме светскими проектами, однако утверждали в обществе и в сознании отдельного человека вполне определенные и спасительные для них духовно-нравственные ценности.
— Как Вы прокомментируете действия украинских греко-католиков, объявивших 21 августа своим главным городом Киев?
— Перенос резиденции главы Украинской Греко-Католической Церкви из Львова в Киев был воспринят нами с глубочайшим сожалением, поскольку очевидно, что данный шаг может привести лишь к серьезному обострению и без того напряженных отношений между православными и греко-католиками на Украине.
Киев является колыбелью Православной Руси, и всегда, несмотря на все исторические перипетии, был и остается важнейшим духовным центром нашей Церкви. Для православных верующих Украины пребывание в Киеве главной кафедры греко-католиков, в свое время отколовшихся от Православия и начавших жестоко преследовать людей, оставшихся ему верными, является вызовом их историческому и национальному самосознанию.
Бесспорным фактом является то, что подавляющее большинство верующих киевлян, как и вообще жителей Украины, является православными. При этом общеизвестно, что Украинская Греко-Католическая Церковь представляет собой узко локальное явление, имеющее более или менее ощутимое присутствие лишь в нескольких областях Западной Украины, в свое время являвшихся частью Австро-Венгерской империи. Поэтому мы считаем, что нынешний переезд руководства этой Церкви в украинскую столицу — это следствие давних претензий греко-католиков на общенациональный статус, не имеющих под собой никаких реальных оснований.
О желании униатов подменить собой Православную Церковь в исторической памяти Украины и современной жизни страны свидетельствует и новый титул главы Украинской Греко-Католической Церкви — «Верховный архиепископ Киево-Галицкий». Упоминание Киева в данном случае является сознательной попыткой греко-католиков продублировать титул предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины. Это не только некорректно с церковно-канонической точки зрения, но и свидетельствует об элементарном неуважении к православному большинству Киева и Украины.
Подобная политика греко-католиков, демонстрирующая явное пренебрежение к интересам и мнению Украинской Православной Церкви, вызывает закономерную обеспокоенность и протест ее верующих. Совершенно очевидно, что это ни в коей мере не способствует установлению атмосферы открытости и доверия, столь необходимых для улучшения православно-католических отношений.