Фонд «Русская Цивилизация» | Сергей Пахмутов | 30.08.2005 |
В настоящее время система военного образования включает в себя 78 военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в том числе 16 военных академий, четыре военных университета и 58 военных училищ. В них работают две тысячи докторов, более 18 тысяч кандидатов наук и доцентов
Конечно, можно понять и даже принять аргументы о финансово-экономическом обосновании, о том, что на военное образование выделяется недостаточно средств — все это банально и давно известно. Однако вариант решения проблемы, выбранный в Министерстве обороны, может не только не решить проблему военного образования, но и вообще разрушить ее. Ведь в том, что для одного рода войск или вида вооруженных сил специалистов готовило несколько военных училищ, был свой глубокий смысл. В каждом из них готовили офицеров с уклоном в свою специфику, для выполнения конкретных задач, в танковых училищах — под каждый тип танков, состоявших на вооружении. Теперь, после полутора десятков лет бездумного сокращения военных учебных заведений, система оказалась разрушенной — для некоторых видов ВС и родов войск офицеров готовит по 2−3 училища, что является недостаточным, особенно если учесть различия в специфике между «родственными» училищами. Ведь если в рамках одного училища готовить офицеров смежных специальностей, но с разным уклоном, кто знает, какой может получиться результат, особенно в нынешних реалиях. К тому же, что касается передачи материально-технической базы от одного училища к другому — велика вероятность значительной порчи или безвозвратной утраты значительной ее части. Да и как вы себе представляете процесс передачи матчасти, например, училища связи. Ведь понятие «матчасть» включает в себя не только плакаты, наглядные пособи и действующие модели, но и серьезную аппаратуру, антенны, радиостанции на автомобилях. Чтобы все это перевезти, потребуется достаточно много времени и средств — «на себе» всю эту матчасть не утащишь, придется ведь и с ОАО «РЖД» договариваться.
Другая существенная проблема, связанная с сокращением ВУЗов, заключается в колоссальной «утечке мозгов» из сферы военного образования. Ведь средний возраст нынешнего преподавательского состава сильно близок к 60 годам, и при «объединении» ВУЗов вряд ли эти преподаватели, среди которых множество уникальных, «единичных» специалистов, бросят все и поедут учить курсантов за тридевять земель, где им в свои отнюдь не молодые годы придется начинать все «с нуля». Вот и выходит, что с «объединением» ВВУЗов резко упадет качество подготовки будущих офицеров за счет оттока профессионалов. Ожидать же наплыва молодых специалистов на преподавательскую работу не приходится все по тем же банальным причинам — отсутствию адекватной зарплаты и социально-бытовой неустроенности.
Спрашивается — какую цель преследуют и преследовали горе-реформаторы, когда выделили на «реформу» военного образований 10 миллиардов рублей, из которых 7,5 миллиардов уйдет на социальное обеспечение увольняемых преподавателей и на «оптимизацию сети ВУЗов. К тому же, неизвестно, сколько из этих средств будет использовано не по прямому назначению. Не лучше ли ли разработать и принять комплексную программу постепенного улучшения условий финансирования военных учебных заведений, и выделенные на, прямо скажем, развал системы военного образования пресловутые 10 миллиардов рублей пустить на повышение зарплаты преподавателям, чтобы хоть как-то остановить массовых исход молодых преподавателей из системы военного образования. В противном случае российская армия рискует получить неквалифицированных офицеров в исчезающее малых количествах.