Русская линия
Нескучный сад Андрей Кульба29.08.2005 

Сорок верующих людей Переславля-Залесского

На гербе Переславля две маленькие рыбки — в память о тех рыбах, которыми Господь накормил тысячи голодных (а не только о плещеевской ряпушке — как многие думают)

Есть крошечный город, жители которого — получилось так — участвовали почти во всех ключевых событиях русской истории. Если что — помогали. Надевали кольчужки или рясы. Воевали, врачевали, молились. Их звали — они откликались. Нет — отступали в тень.

Сейчас о знаменитом Переславле как-то ничего не слышно. Что там?

Крестный ход по воде

Голубиная гегемония в городском воздухе сильно потеснена чайками и воронами. Причем и вороны здесь не каркают, а кричат на каком-то приозерном диалекте жалобными чаячьими голосами.

Озером полон воздух. О местном иле и устрицах толкуют на десятке интернет-форумах, посвященных Переславлю. О ловле линя и плотвы рассуждают местные бабушки, торгующие на улице огромными, размером с кепку, пирожками.

«Переславль достаточно хитрый город, чем и живет в веках. И он свои традиции бережет, — рассказывает отец Андрей Кульков, настоятель храма во имя Александра Невского, директор местной православной гимназии. — Я в свое время учился в 3-й школе, так называемой — „рыбацкой“. Действительно, жители этой слободы с малолетства рыбаки…»

В «Рыбаках» (так в просторечии называют эту слободу), как и во многих других местах Переславля, совсем нет ощущения города. Одноэтажные домишки. Ветхие мостики через реку Трубеж. Крашенные голубой краской лодки. Если бы не электрические провода, то можно было бы подумать, что столетие прошло мимо этого благословенного места. И все осталось так, как описывает в своих воспоминаниях священномученик Евгений Елховский, когда прямо в домах сушили сети — «выпорки» и коптили в печах рыбу.

Храмы — особенно по воскресеньям и праздникам — всегда были заполнены народом. Священников чтили и любили. Иной батюшка стеснялся лишний раз заглядывать в соседский двор или подходить из любопытства к лодкам, потому что тут же одаривали рыбиной.

Столица на час

Основание Переславля (в древности — «Переяславля-Залесского») приписывают Юрию Долгорукому. Хотя не секрет и то, что люди около обильного рыбой Плещеева озера жили задолго до того, как объявился здесь московский князь. В X веке уже известен был городок — Клещин (или «Плещин» — этимология названия не совсем ясна).

«На Ростовском озере Меря и на Клещине озере Меря же», — писал преподобный Нестор в «Повести временных лет». Поклонялось славяно-мерянское (славяно-финское) население воде и камням. Один из древних бесформенных идолов долежал в центре города до 19-го столетия, и лишь когда строили шоссе, его перемололи на щебенку. Но и до наших дней — к радости турфирм — дошли два-три огромных валуна. Так что духовная битва с язычеством: с камнями и туманами Плещеева озера — продолжается.

А началась она еще при благоверном князе Борисе, получившего от князя Владимира в удел эту землю. «Он думал о том, как утверждать здесь христианство, — рассказывает о. Андрей Кульков. — И решил, что самое надежное — это воздвигать обители. В монастыре и постоянно молятся, и кормят и одевают народ». В 1010 году будущий мученик князь Борис заложил на месте одного из языческих капищ над озером Никитскую пустынь, возможно, самую древнюю на русской земле. А потом и еще несколько обителей.

Когда сюда пришел Юрий Долгорукий, он обнаружил целый городок, окруженный земляным валом в виде сердца (этот вал сохранился до нашего времени). В те времена Русь терзали набеги волжских болгар. Для того, чтобы противостоять им, великий князь закладывал города-крепости — Звенигород, Кидекшу, Юрьев Польский, Дмитров, Москву. Расположение поселения у Клещина (Плещеева) озера показалось Долгорукому настолько удачным, что он решил один из своих городов-форпостов — Переяславль-Залесский — перенести сюда. С его благословления город получил красивейший Спасо-Преображенский храм. Личный потир великого князя в алтарь храма. И политическое значение.

С тех пор что только Переславль не пережил: и столицей Руси побывал (в 13 веке при великом князе Дмитрии, сыне Александра Невского), и неоднократно разрушался до основания.

В начале 20 века переславское купечество недооценило значение железной дороги (или слишком ценило тишину) и само добилось того, что восточная железнодорожная ветка прошла мимо города. Так Переславль из «старшего брата Москвы» превратился в сокровенную провинцию.

Почему последний — Плюшкин

Сейчас населения в городе около 40 тысяч человек. Шесть открытых храмов. Четыре — в пригороде. Четыре действующих монастыря.

-У нас в хороший базарный день выйдешь — обязательно человека в подряснике увидишь, — улыбается отец Андрей Кульков. — Есть священники во втором, в третьем поколении. Жители Переславля не относятся к Церкви, как к чему-то музейному (за исключением части интеллигенции). Народ чувствует, что это свое. Другой вопрос, как он это понимает. У пожилого поколения «обрядоверие» заменяет живую веру. Бабушки не представляют, что происходит за алтарной перегородкой, для них важнее молебен, чем литургия. Переучиванию большинство не поддаются. Наш бич — это общая исповедь. До недавнего времени в городе был единственный открытый храм — Покровская церковь. Там установилась такая практика: священники читают молитвы к исповеди, разрешительную молитву. После этого люди идут причащаться. Частная исповедь отсутствует. Это беда, породившая равнодушие к делу собственного спасения. На селе ситуация еще тяжелее.

— Еще Иоанн Златоуст говорил (а ведь это 4 век, расцвет христианства) — у меня на тысячу один верующий, — прибавляет отец Андрей Уфимцев. — Исходя из этого, у нас на город — 40 верующих…

— И все же сейчас времена большей веры, — продолжает отец Андрей Кульков. — Читаешь какое-нибудь дореволюционное издание (например, Нилуса) и вдруг узнаешь, что на Богоявление тогда воду кипятили. Было больше теплохладности, оттого и произошло падение. То, что написано в дореволюционном четырехтомнике Брокгауза и Эфрона о Богородице, это кощунство. За подобные толкования святитель Николай дал пощечину Арию.

Сейчас ни один верующий человек это не примет. Молодежь, которая в наше время приходит в храм, имеет глубокую веру, знает, насколько важны пост, молитва, Священное Писание, покаяние. Выпусники православной гимназии этого года — шесть человек — все воцерковленные. Они пономари, певчие. Один медалист. Даже те наши выпускники, которые поступают в светские учебные заведения — например, на ландшафтный дизайн или агрономию в Тимирязевскую академию, — возвращаются в храм и помогают нам работать.

У меня есть опыт выпускных экзаменов в разных школах (о.Андрей закончил педагогический институт и преподает с 1983 г. — Ред.), и я могу сказать, что наши ученики во многих серьезных вопросах ориентируются лучше, чем их сверстники из обычных школ. В этом году на выпускных было одно творческое задание: «Почему Гоголь описывает Плюшкина последним?» После уроков нравственного богословия понятно, что в галерее человеческих пороков естественно рассматривать последним Плюшкина — здесь мы человека уже не видим, он не имеет уже ни пола, ни личности. Все заросло паутиной, уничтожено грехом. Ученикам светской школы это труднее понять, им не рассказывают о духовных проблемах, страсти, грехе.

Убивал ли исторический Рогожин Настасью Филипповну?

Известно, что одно из купеческих семейств Переславля — Куманиных -было в родстве с Ф.М.Достоевским и стало прототипом купеческой семьи в романе «Идиот». Помните, как описывает Парфен Рогожин кодекс своей семьи: «У нас, у родителя, попробуй в балет сходить, — одна расправа — убьет!» Но исторические Куманины в отличие от своих романных двойников всю жизнь оставались вполне уравновешенными и благочестивыми людьми. А. А. Куманин, по словам современного переславского историка, кандидата культурологии Людмилы Борисовны Сукиной, был московским городским головой в войну 1812 г. и одним из инициаторов строительства храма Христа Спасителя. Он выведен персонажем в еще одном великом романе — в «Войне и мир»:"Там Толстой описывает, как царь Александр I приезжает в Москву и его встречают Растопчин и купец Куманин, который выделил большие деньги на организацию московского ополчения для борьбы с Наполеоном". Старший сын Константин унаследовал родительский почетный пост и получил потомственное дворянство за участие в развитии отечественной промышленности.

Помогали переславские купцы и жителям своего города. Сестры Гладковы — им в конце 19 века принадлежала вышивальная фабрика в Переславле — оплачивали девочкам из неимущих семей получение образования. Они же организовали лотерею «на бедную невесту» — для мещанок, которые собирались замуж. Невесты бесплатно получали билеты лотереи, и наиболее счастливые — выигрывал себе приданое. Знаменитые лесоторговцы Свешниковы построили за свой счет мужское и женское училище в Переславле.

Особое место в истории переславльского милосердия занимает прп. Даниил Переславский, основатель Даниловского монастыря. Жил он в 15−16 веках. В свою бытность священноиноком Даниил возложил на себя редкий подвиг — ночью тайно выходил из обители, искал по городу внезапно умерших и убитых, сносил их тела в особую городскую скудельницу (место погребения странников), она называлась «Божиим домом». Здесь он отпевал безвестных страдальцев и потом поминал их на Литургии. Молитвами инока со временем был поставлен и храм на Божедомье — Всех Святых.

В ответ на просьбу рассказать о современных благотворителях, о. Андрей Кульков вспоминает своих прихожан: «У меня храм восстанавливается не от избытка предпринимателей. Женщина продает дом — и деньги отдает на храм. Другой приносит тысячу рублей, и я знаю, что для него это большие деньги. Один раб Божий все отделку в храме в одиночку произвел. И сейчас занимается реставрацией другого храма. Местный художник пожертвовал деньги на писание икон для храма и на установку памятного креста на месте расстрела священомученика Константина Снятиновского»

Три креста

Древний вариант названия — с западающей посередине «я» — точнее отражает топографию города. Центр внизу. ПЕРЕ-я-СЛАВЛЬ. Окраинные Никитский и Горицкий монастыри смотрят друг на дружку поверх крестов и крыш центра. Когда в городе случались эпидемии — например, моровой язвы — они никогда не добирались до высоких, защищенных продувными ветрами с озера монастырей.

Никитский возрожден — в 1993 году. Снаружи уже и сейчас выглядит очень внушительно — белая крепость-корабль, но все монастырские храмы до сих пор прошиты строительными лесами. Сейчас в обители, по признанию его настоятеля — архимандрита Димитрия, всего три монаха.

Окрестные жители помогают обители. Весь хлеб, например, жертвует Ярославский хлебозавод. Монастырь принимает страждущих, тех, кто больше нигде не нужен. «Правда, люди приходят переломанные, не способные трудиться. Три дня поживут, а потом говорят, что тяжело. Пытались мы и бездомных у себя поселить — сразу человек десять. Ничего не вышло. Работать они не хотят, привыкли выпивать. Тут надо держать отряд полицейских, чтобы успокаивать» — говорит настоятель.

Но если человек приходит и просит, монастырь всегда его принимает. Конечно, дает послушание. Кроме ежедневного круга богослужений, основная забота — восстановление собора преподобного Никиты. Но пробуют здесь и сеять, и пчел держать. Служат литургии по окрестным селам, там, где нет священников. Проводят катехизаторские беседы в школах и библиотеках города. «Тут надо с умом действовать, многие руководители очень настороженно относятся к православию. Если священник предложит провести молебен или беседу, ему скорее всего откажут. А если придет такая бабушка — отец Димитрий указывает на свою помощницу Людмилу Васильевну — совсем другое отношение».

Председатель переславского Красного Креста Нина Клекова, прихожанка монастыря, каждый год собирает воинов-афганцев на совместные панихиды по погибшим товарищам. Она же нашла в Переславле предпринимателя, который купил новые свитера и куртки сербским детям, посреди зимы приехавшим в Россию без теплой одежды. Пожертвовала в реанимационное отделение местной больницы икону святителя Луки. (Хирург В.А.Войно-Ясенецкий — будущий архиепископ Лука — до 1917 года заведовал здесь земской больницей).

Пять лет назад были обретены погребенные под спудом в разрушенном соборе монастыря мощи Никиты Столпника. Перед тем как вскрыть белокаменный пол, над раскопом строили специальный свод, чтобы не обвались стены и купол… Сейчас мощи преподобного — в раке возле алтаря в Благовещенском храме. Тут же висит часть его железных вериг. Тех самых, которые, по житию, поплыли по реке, когда убийцы святого бросили их в воду.

Основную часть вериг вынесли из алтаря перед литургией. Крест (раза в два-три больше священнического) и два креста поменьше, скрепленные цепью. Молящиеся по очереди поднимались на солею, и местный монах на минуту с молитвой накладывал на каждого три креста. Женщины, к моему удивлению, спускались заплаканными. Подошла моя очередь, монах повесил мне на шею цепь, а большим крестом придавил затылок. Вдруг дыхание мое сбилось, кровь прилила к голове. Кресты оказались неожиданно тяжелыми. А ведь — по благословению настоятеля — святой Никита бил поклоны в своем вырытом в земле «столпе» не только с этими веригами на теле, но еще и в каменной шапке.

Перед последним расставаньем

Во дворе Никитского монастыря голая земля, деревья, по углам — невысокая трава. После столь аскетичного пейзажа ухоженный внутренний дворик другого переславского монастыря — Никольского (в народе — «Николы на болоте») — кажется нарядным, праздничным.

Сразу вспоминается то, как говорили об отце Евгении Елоховском, который служил в этом монастыре с 1907 года до его закрытия: «У кого что, а у отца Евгения всегда Троицын день». Весь храм, кроме алтаря, у будущего священномученика всегда был полон цветов. И домой, и на богослужения он шел с маленьким букетом.

И сейчас перед новым сияющим храмом в Никольском монастыре — солнечно яркие цветы. Вот что значит женские руки.

Изначала Никольский монастырь, основанный в 1350 г. прп. Димитрием Прилуцким был мужским, но в конце 19-го века его преобразовали в женский. Советские власти обитель закрыли. В феврале 1994 году на «мерзость запустения» приехали первые две сестры. Сейчас в монастыре 30 насельниц. На средства москвича Виктора Ивановича Тырышкина воссоздан Свято-Никольский собор. «Женскими руками» восстановлены иконостасы и написаны новые иконы — в том числе священномученика Евгения. А в 2000-м году были обретены мощи святого благоверного князя Андрея Смоленского.

На свечном ящике обители — небольшая книжка, на которую обратила мое внимание матушка Нина. Называется она «„За все благодарите“. История семьи репрессированного священника». На обложке — фотография семьи, сделанная за полдня до ареста ее главы — отца Михаила Красноцветова. Отца Михаила забрали в 37-м. В войну вдова с детьми оказалась на оккупированной территории. Внучка отца Михаила, написавшая вторую часть книги, рассказывала: «Маму взяли на кухню чистить картошку. Я приходила к ней, незаметно набивала в валенки картошку и на несгибающихся ногах шла к нашим пленным, незаметно отдавала им картошку из валенок, а они все шептали: „Спаси тебя Христос!“ И Господь нас с мамой все время хранил — из такой страшной войны вышли без царапины…»

В настоящее время внучка о. Михаила, некогда прятавшая картошку в валенки, — монахиня Никольской обители.

Кратчайший путь из Москвы к Волге — через центр Переславля. Клюющий носом за стеклом машины пассажир может и не заметить город. Вспыхнут с нескольких сторон кресты. Набухнет вдали краешек озера. И уплывет мимо облако чаек, висящее над источником прп. Никиты Столпника — на северном выезде из города…

Весь путь занял бы минут 15. Но редкая машина долетит до середины Переславля, не притормозив. Паломники задерживаются на несколько дней. И уезжают, не успев узнать и десятой доли местных чудес.

Почти все знают

Из Переяславля родом великий князь Александр Невский. Переяславльские полки поддерживали его в битвах на Неве и на Чудском озере.

Тверь, Ярославль, Ростов, Москва и др. были в 12−13 веке подчиненными городами стольного Великого града Переяславля.

«Моление Даниила Заточника» написано скорее всего в Переяславле.

Переяславская дружина участвовала в Куликовской битве.

При Иоанне III был введен обычай при короновании наследника престола подавать к столу блюдо из переславских сельдей («ряпушки»).

На Плещеевом озере располагалась «потешная» флотилия Петра I и значит здесь протекали младенческие годы русского флота. Петр I долгие годы жил в Никитском монастыре.

В лучшие годы в Переславле-Залесском одновременно действовали 14 монастырей.

Царь-колокол отлит переславскими мастерами — братьями Моторинами. Колокол на Иване Великом перенесен с колокольни Переславского Даниловского монастыря.

Александр Дюма специально приезжал в Переславль, чтобы попробовать местную селедку и рассказать о ней в своей знаменитой кулинарной книге.

Родом из Переславля — Михаил Кошкин, создатель легендарного Т-34, лучшего танка 2-ой мировой войны.

Что еще есть в Переславле

В городе еще 2 действующих монастыря, Годеновский крест, Городской музей в бывшем Горицком монастыре, в котором собраны святыни из разрушенных монастырей и храмов Переславля; Музей «Ботик Петра I»; Музей паровозов, Музей утюгов

Дохать до Переславля можно

— на автомобиле — 130 км по Ярославскому шоссе (на выезде из Москвы обычно пробка);

— автобусом или «дикой» маршруткой от автовокзала на м. Щелково. Автобус в нужном направлении (подойдут и те, что следуют на Ярославль, Тутаев, Рыбинск, Кострому, Ростов Великий и др.) отходит раз в 0,5−1,5 часа. Билет стоит 130 руб. Время в пути — 2.5−3 часа.

— электричкой до Сергиева Посада; дальше автобусом.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=17§ion=12&article=286


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика