Православие и современность | Александр Мраморнов | 29.08.2005 |
Особенно поучительны факты подвижничества XX в., которые собирать все труднее, несмотря на их многочисленность и мнимую доступность. Почти уже нет в живых тех, кто бы помнил первые годы правления безбожников: от 1917 г. до конца 1920-х гг. Все меньше остается и тех, кто отчетливо хранит в памяти ужасы и переживания 1930-х гг. События церковной жизни последующих десятилетий могли бы осветить многие их свидетели, наши современники. Но и в их сознании прошлое порой скрывается за пеленой прошедших лет. Поэтому столь важно вовремя узнать, записать, сделать доступными для всех исторические факты.
Особенно интересным для исследователя является время послевоенного возрождения церковной жизни до начала хрущевских гонений на Православие. Многие очевидцы тех событий пока живы, и им есть что рассказать. Одним из таких очевидцев является моя недавняя собеседница. Данные, сообщенные ею, заполнили первую страницу будущей книги, в которую Саратовское епархиальное церковно-историческое общество будет заносить факты нашего прошлого.
Моей собеседнице 87 лет, сейчас она прихожанка Серафимовского храма г. Саратова. Имени своего она просила не называть. На то есть веские основания: благородное происхождение она скрывала всю свою жизнь, а после войны ее, регулярно ходившую в храм, так запугали «товарищи в штатском», желавшие сделать молодую женщину своим внештатным сотрудником, что былые страхи живы в ней до сих пор. Угрозы были страшными, но справиться с ними помогла поддержка человека, который, хотя и недолго, но был духовным отцом моей собеседницы. Речь идет о протоиерее Константине Михайловиче Соловьеве (1877−1953).
Этот удивительный пастырь Церкви хорошо известен православным саратовцам. Совсем немного было таких священников, которые начинали служить еще в дореволюционном Саратове, а закончили в послевоенном. Отец Константин — один из них. Моя собеседница хранит живые воспоминания о нем.
Однажды, в начале 1950-х гг., она разговорилась с одной из своих знакомых. В разговоре выяснилось, что между ними много общего. Они стали близкими подругами, вместе были прихожанками Троицкого собора. Там моя собеседница неоднократно видела и до этого старейшего из священнослужителей — протоиерея Константина Соловьева. Подруга же хорошо знала батюшку и привела к нему домой мою собеседницу, чтобы познакомить их.
Отец Константин жил недалеко от Троицкого собора, на улице Челюскинцев, на втором этаже одного из старых домов, вместе с престарелой сестрой. Увидев впервые мою собеседницу, батюшка сказал ей после непродолжительной беседы: «Приходи, встречай меня в церкви». После этого довольно часто она после воскресной службы провожала отца Константина домой. Шла, сгорбив спину, закутав лицо в платок, пытаясь выглядеть старухой, чтобы не увидели соседи, сослуживцы (она работала врачом) и разные недоброжелатели, чтобы не донесли «куда следует». Жила она тогда совсем бедно, едва могла прокормить дочь, ученицу выпускного класса школы. Отец Константин, придя с ней к себе домой, угощал ее, а себе гостинцев приносить не разрешал. Моя собеседница принимала угощение, робея и страшась злой священнической сестры, которая считала всех, кого приглашал домой добрый батюшка, нахлебниками.
Вспоминает 87-летняя женщина о даре прозорливости священника. Однажды она привела свою дочь к пастырю, чтобы та получила благословение на сдачу выпускного экзамена в школе. Отец Константин слегка стукнул девочку по голове и указал ей, что она не выучила один из билетов. Та побежала учить указанный билет, а на следующий день именно он достался ей на экзамене. Дочка спросила, откуда батюшка узнал это. Мать не смогла ответить ей. Перед следующим экзаменом повторилось то же самое.
В начале 1953 г. моя собеседница пришла к батюшке и сказала, что у нее нашли туберкулез. Отец Константин повел ее в свою комнату и сказал: «Ты будешь совершенно здорова, будешь работать и долго жить». На это последовал вопрос: «Батюшка, а можно я приеду к Вам, когда меня выпишут из больницы?» — «Можно, но меня уже не будет». Тогда она не придала значения этим словам.
Прошло 2 месяца, и она полностью излечилась, как и было предсказано прозорливцем. Мать моей собеседницы 17 апреля 1953 г. пришла выписывать ее из больницы, но радости не было на ее лице. «Отец Константин умер сегодня утром», — сказала она. Узнав печальную весть, моя собеседница поняла смысл последних слов, слышанных ею от батюшки.
Уже более чем полвека моя собеседница считает, что исцелилась милостию Божией и по молитвам отца Константина Соловьева. Сбылось и его пророчество о том, что она будет долго работать и жить. Портрет батюшки с тех пор всегда стоит рядом с ее домашним иконостасом. Ей кажется, что она и сейчас может выйти из дома, перейти дорогу, постучаться в дверь к доброму пастырю, который разрешит любое сомнение, слегка ударив ее по лбу и сказав, как он всегда это делал: «Подумай». Из земной жизни праведный пастырь давно ушел, но есть чувство, что она продолжается даже и здесь, на грешной земле, поскольку живы о нем воспоминания духовных чад.
Всех читателей, которые могут поделиться своими воспоминаниями об истории Саратовской епархии (о жизни священнослужителей и прихожан, о строительстве и разрушении храмов, о фактах исповедничества и т. п.), Саратовское епархиальное церковно-историческое общество просит откликнуться и написать в редакцию газеты «Православная вера» с пометкой «История епархии», оставив свои координаты для обратной связи. Все присланные свидетельства будут изучаться и обобщаться.
Александр Мраморнов,
ученый секретарь Саратовского епархиального церковно-исторического общества
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/03person/23.html