Гудок | Оксана Перепелица | 26.08.2005 |
Но взрывается не гексоген или пластид. Взрывается ненависть. Однако даже столь очевидные проявления оставляют открытым вопрос: реальный или чисто виртуальный монстр «Аль-Каиды» стоит у ее истоков?
По мнению известного востоковеда президента Института религии и политики, члена совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, доктора философских наук Александра Игнатенко, такая неопределенность играет на руку самой «Аль-Каиде». Претендуя на глобальность, эта организация между тем существует исключительно на региональных уровнях.
Как это ни парадоксально, в этой беспринципной среде, где считается возможным выступать под прикрытием живых щитов из детей и женщин, сформировался определенный этикет при помещении в Интернете заявлений о совершенных терактах. В свое время «Бригады Абу Хафс аль-Масри» взяли на себя ответственность за сбой в энергосистеме США. И после этого группировка категорически предупредила: если кто-либо сделает «липовые» заявления подобного рода, выставляя на посмешище «Аль-Каиду», будет найден и убит.
Но самое главное то, что параллельно заявлениям террористов в виртуальном пространстве гремят взрывы в Лондоне, Нью-Йорке, Москве, Мадриде, Шарм-эш-Шейхе, других местах. Именно это и является связью между виртуальным миром и нашей жизнью. Руководители «Аль-Каиды» делают все, чтобы сбить со следа, и ради этого приписывают некоторые теракты несуществующим или малоизвестным организациям. Так было с не известной до этого «Бригадой Исламбули», которая взяла на себя ответственность за теракт в Москве.
Помимо всего прочего, безумные акции террористов — очень дорогие мероприятия, которые стоят миллионы, если не миллиарды долларов и не под силу слабо организованным структурам.
Показателен термин, который используют в своей работе французские специалисты по антитеррору, — «туманность». В этой «туманности», по словам Игнатенко, существуют свои скопления — региональные филиалы «Аль-Каиды». Все они образуют обширную сеть не жестко, а скорее идеологически связанных группировок, которые формируются методом клонирования по принципу «хочешь быть „Аль-Каидой“ — будь ею». За совершение теракта в египетском Шарм-эш-Шейхе взяла ответственность группировка, называющая себя «Единобожие и джихад», заявив, что подчиняется указаниям Усамы бен Ладена. Это и есть своеобразная присяга на верность. При этом террористов не смутили конкуренты в виде еще четырех претендентов на сомнительное первенство, как и то, что первыми приняли на себя удар взрывной волны обычные египтяне, курившие кальян в кофейне на рынке.
Убивая своих братьев-мусульман только по подозрению в вероотступничестве, исповедники радикального ваххабизма вносят новое понятие в джихад, классическое толкование которого гласит, что это в первую очередь борьба с самим собой. При этом, ссылаясь на авторитет Корана и хадисов пророка Мухаммеда, радикалы, подменяя понятия, признают вероотступниками всех тех, кто сотрудничает с Западом. Именно это положение стало оправданием убийства посла Египта в Ираке, а также алжирских дипломатов, являвшихся мусульманами по определению. Одним из программных положений иракского подразделения «Аль-Каиды» является борьба против шиитов, ведущаяся на уничтожение.
Иногда доводится слышать, что экстремизм приписывают исламу, который является одним из самых терпимых вероучений, извне. Но практически все организации, берущие на себя ответственность за теракты, включают в свои названия понятия и символы, связанные с этой религией. «Сложилась целая сеть улемов, то есть специально подготовленных мусульманских богословов и законоведов, которые дают бенладеновскую интерпретацию ислама и разрабатывают специальную идеологию „Аль-Каиды“, которая раскалывает ислам», — утверждает Александр Игнатенко. Последователей черного «пророка» терроризма отличает особое мнение относительно таких вопросов, как единобожие, такфир — обвинение в неверии, джихад — священная война за веру, истишхад — стремление к шахидству. Более того, они считают, что если враги ислама прикрываются в своих атаках мирными гражданами, в том числе женщинами и детьми, а также мусульманами, то их дозволяется убить. Именно это положение легло в основу оправдания терактов 11 сентября 2001 года.
Эксперт привел любопытные цифры статистики, согласно которым в ряде мусульманских стран Усаму бен Ладена значительная часть населения воспринимает не иначе, как Шахерезаду наших дней. В Иордании ему как религиозному лидеру доверяют 60 процентов жителей страны, в Пакистане — 50 процентов, в Индонезии — треть населения, в Турции — семь процентов. Кстати, сама «Аль-Каида» сейчас называется «База джихада» и позиционирует себя как религиозная организация, придерживающаяся традиционного ваххабизма.
«Проблему религиозной мотивации терактов следует формулировать как проблему соотношения традиционного ислама и ислама сектантского, фундаменталистского, — считает профессор Игнатенко. — Нужно спасать ислам и обязательно разоблачать терроризм, ваххабизм и шахидизм на шариатском уровне, чтобы пресечь мобилизацию пехоты мирового терроризма и сделать так, чтобы молодые люди по всему миру не вступали в «Аль-Каиду».
После взрывов на египетском курорте Шарм-эш-Шейх посол Арабской Республики Египет в России Рауф Саад отметил, что терроризм начинается в головах и только после этого переходит в действие. По его мнению, социальные факторы при вербовке добровольцев, желающих встать под черное знамя «Аль-Каиды», играют свою негативную роль лишь для исполнителей терактов, а не для их заказчиков, главная цель которых — посеять вокруг страх и ненависть, когда состояние стресса переходит в состояние паралича. Именно поэтому чрезвычайно важно объединить усилия всех стран (в том числе и мусульманских государств) в борьбе с международным терроризмом, чем бы он ни прикрывался.
Пока что мировое сообщество не может договориться даже о том, чтобы принять всеобъемлющую конвенцию о борьбе с терроризмом. Споры вокруг этого соглашения ведутся в ООН с 1996 года из-за разногласий по поводу юридического определения понятия «терроризм» — арабские лидеры не согласны считать действия палестинских боевиков против израильтян террористическими.
Самым главным в этой связи является отказ от двойных стандартов, так как убийство женщин, детей неприемлемо и не может быть ничем оправданно. До июльской трагедии на улицах Лондона именно столицу Британии называли гнездом международного терроризма, давшим приют лидерам ваххабизма. Предоставила кров британская столица и лидерам чеченских боевиков. Даже в страшные дни бесланской трагедии, когда террористы развернули не знамя свободной Ичкерии, а флаг «Аль-Каиды», чему есть документальное подтверждение на кадрах видеосъемки, зарубежные СМИ по-прежнему называли убийц повстанцами. И только после терактов премьер-министр Тони Блэр заявил, что из страны будут высылать тех имамов, которые проповедуют ненависть.