Православие и современность | Протоиерей Владимир Горюнов | 26.08.2005 |
— Масштабными реконструкциями, ведущимися в саратовских церквях, сегодня никого не удивишь. Но капитальная перестройка вашего многострадального храма — случай особый. Столь активное участие прихожан в ремонтных работах увидишь нечасто. Можно ли предположить, что совместное воскрешение родного храма и стало тем делом, которое объединило людей в общину?
— Правильно, первая задача, которая стоит перед любым священником и настоятелем, — это формирование и сплочение прихода. Один клирик, даже если у него семь пядей во лбу, ничего сделать не сможет. Приход — это семья. А практика показывает, что там, где дети, находятся и родители. Поэтому самые первые усилия, на мой взгляд, надо направлять на организацию нормальной работы воскресной школы.
Ремонт не самое главное. Стену возвести недолго. Но сами по себе стены холодны. Если сегодня в храме не зазвучат детские голоса, кто придет в него завтра? Не случайно и Господь взывал: Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14). А дети приводят в храм родителей.
Только ведь ребенок непоседлив. Ему этот мир интересен. Поэтому помимо Закона Божия мы решили предложить детям прикладные дисциплины. Чем отвлечь мальчиков от улицы? Создали кружок резьбы по дереву, дерзновенно назвав его «Школа мастеров». Нашли великолепного специалиста своего дела — Михаила Александровича Глушкова, который сплотил вокруг себя не только ребят, но и взрослых. Удивительный человек Наталия Николаевна Потапова учит девочек различным видам вышивки. Еще один преподаватель передает им навыки вязания. Есть у нас и рисование, и пение.
Очень сплачивают детский коллектив различные костюмированные представления. Родители же невольно втягиваются в процесс подготовки театрализованных постановок: мамы и бабушки шьют костюмы, папы помогают с декорациями. Поэтому когда потом мы просим прихожан после службы помочь, например, складировать привезенный кирпич, это воспринимается естественно. Люди становятся цепочкой и с молитвой на устах и пением Богородице, Дево, радуйся дружно принимаются за дело. Пассажиров проезжающих мимо трамваев такая коллективная форма труда явно удивляет. Но православные-то знают, что работают ради храма Божиего, ради будущего своих детей.
— В наши школы за редчайшим исключением родителей на аркане не затянешь.
— В школе сегодня все разобщены. Вы зайдите туда на перемене. Это же какая-то дикая толпа, сметающая на своем пути все и вся. А мы учим детей общению. Но совместные чаепития, дни рождения и праздники сплачивают не только ребят, но и взрослых. В июле открыли трапезную, где можно будет собираться не только за сладким столом, но и кормить детвору полноценно, что тоже немаловажно, ведь в основном к нам идут дети из малообеспеченных семей. Когда они отстоят службу, им необходимо подкрепиться. Но и сегодня наши маленькие прихожане чувствуют себя в храме очень комфортно, как дома. Они знают, что их здесь любят, что им рады. Церковная среда стала для них естественной, родной. Мне кажется, мы идем правильным путем. Преподавание одних богословских дисциплин вряд ли дало бы подобный результат.
— Я обратил внимание, что в церковной лавке очень много детских книг.
— На епархиальном складе нам сказали, что мы берем литературы больше, чем любой другой храм Саратова. У нас родители жадно читают. И вдобавок мы завели у себя традицию с каждой новой партии закупленных книг что-то оставлять для нашей библиотеки. Очень рады, что она постоянно увеличивается. Ведь не каждый родитель может позволить себе купить хорошую, дорогую книгу. Теперь это не проблема. Библиотека должна быть доступной, книга должна работать, нести народу слово Божие. Книга — это очень важная составляющая приходской работы и с детьми, и с родителями. Так же, например, как паломнические поездки.
Паломничество — очень эффективное средство для сплочения детей и взрослых, оправдывающее любые затраты. Мы, к примеру, начали с экскурсий по храмам Саратова. Потом выбрались в Алексеевку Базарно-Карабулакского района. В этом году с частью нашей школы, примерно полусотней ребят, побывали в Пензенской области, поклонились могиле святого праведного Иоанна Оленевского, приложились к его мощам, искупались в источнике. На что уж вода в нем студеная — никто даже насморка не подхватил.
— Какова Ваша роль в этом столь многогранном педагогическом процессе? Запустив его однажды, Вы, наконец, можете отвлечься на решение более насущных проблем?
— Я тоже так раньше думал: что, мол, детишкам надо — ну, конфетки, краски. А потом увидел, что дети мгновенно чувствуют фальшь. И еще сделал вывод: участие священника в работе воскресной школы, даже при наличии замечательных педагогов, должно быть обязательным.
— Вы тоже занимаетесь с детьми?
— Конечно. Могу и лекцию прочитать, могу принять участие в театральной постановке. А какой восторг у детей вызывает чтение батюшкой стихов! Иногда священник может себе позволить побыть… невзрослым человеком. Это нормально. Ненормально, когда работу с детьми ведут, руководствуясь остаточным принципом. Дети ведь очень благодарные. От общения с ними получаешь огромное моральное удовлетворение. Когда недавно на день Ангела мне подарили незатейливую аппликацию — это было так трогательно…
Дети наполняют эту жизнь смыслом. Они понесут дальше нашу веру. Если сейчас не дать им знаний основ православной культуры и общения, мы рискуем увидеть в недалеком будущем еще более бездуховное общество.
— Если я правильно понимаю, именно царящая в окружающей действительности дисгармония, точнее, горячее желание что-то ей противопоставить, и подвигло Вас принять сан уже в зрелом возрасте?
— Не один нормальный человек не может спокойно реагировать на то, что происходит в стране вот уже который год. Ведь основная составляющая личности человека — духовность, совестливость. Во время советского безумия казалось — хуже некуда. Но перестроечная катастрофа лишила наших людей последних нравственных ориентиров. Детей и стариков забыли напрочь. Я это особенно как-то остро переживал.
Хотя мне даже в голову не приходила мысль, что я могу посвятить себя священническому служению. Закончил с красным дипломом Саратовский строительный техникум им. Ленина. Работал мастером, начальником участка. Сменил профессию. Параллельно шел процесс воцерковления. Но если бы не благословение моего духовного отца, я бы, пожалуй, и сегодня священником не был. Что-то он во мне разглядел. И жизнь изменилась на 180 градусов. Двенадцать лет назад меня рукоположили.
— Интересно, как отреагировала Ваша супруга, нежданно-негаданно оказавшаяся матушкой?
— Что муж изволит, то жена и примет. Для православных супругов эта домостроительная формула очень естественна и понятна. Узнав о моем решении стать священником, жена только и сказала: «На все воля Божия». И сколько потом меня ни переводили с одного сельского прихода на другой, ни разу не возроптала. Она ведь для меня не только матушка, но и друг, и первый помощник.
Для клирика это очень важно. Ведь священнический крест в большой степени несет на себе его семья. Взять хотя бы трудности, которые приходится переживать детям священнослужителей в иных школах… Впрочем, в любой настоящей семье все разделяют тяготы друг друга.
— Ваша педагогическая деятельность распространяется и на Саратовскую Духовную Семинарию, где Вы преподаете «Церковную экономику». Что из Вашего опыта Вы стремитесь передать будущим православным пастырям?
— Разбираем с пятикурсниками вопросы юридического оформления прихода, изучаем экономические и строительные аспекты церковно-приходской жизни. Ошибка многих настоятелей, берущихся за реставрацию старинных храмов, — в уверенности, что они могут все. Я же стремлюсь донести до своих воспитанников нечто иное: к храму надо относиться как к живому организму. Здесь как у врачей: главное — не навредить. Ведь построенные в конце XIX — начале XX века наши церкви серьезно пострадали. Умучены, убиты. Чтобы привести их в нормальное состояние, требуются знания, нужен аккуратный, бережный подход.
Надеюсь, что теперь, придя на приход, выпускники семинарии будут знать, с чего начать. По крайней мере, решившись на реставрацию, не станут покрывать сложенную на известковых растворах старую кирпичную кладку свежим цементным раствором. Построить новую церковь куда легче, чем восстановить храм, уже отслуживший не одну сотню лет.
Вы же видите, как потрудилась прежняя власть в попытке уничтожить всякое воспоминание о нашем храме, построенном 110 лет назад саратовскими железнодорожниками: снесли купол, колокольню, алтарную апсиду, изменили конфигурацию окон. Апсиду мы в нынешнем году восстановили. На очереди — колокольня. Но существующий фундамент, стоящий на русле некогда протекавшей здесь речки, ее массу просто не выдержит. Видите арматуру? Это лишь верхняя часть сооружаемой сегодня мощной конструкции, призванной укрепить фундамент с помощью ростверков и свай. Загнанные с помощью домкратов на семиметровую глубину трубы помогут разгрузить старые стены, передав вес будущей колокольни на твердые несущие грунты. В нынешнем году вся эта тяжелая и дорогостоящая работа с Божией помощью должна быть завершена. Огромных средств потребует сооружение купола и устройство дренажа. Работы — край непочатый.
— А с чего начали Вы, став настоятелем храма в честь Рождества Христова?
— Когда я заступил сюда настоятелем, храм стоял, как в степи. Со всех сторон люди ходят, в окна заглядывают. Наркоманы посещают. Поэтому начали с огораживания своей территории. Но не для того, чтобы закрыться от мира, наоборот: мы очень надеемся в скором времени создать возле храма цветущий уголок, где бы мамы с детьми могли спокойно погулять. Ничего подобного в нашем микрорайоне вокруг 3-й Советской больницы сегодня нет. Разбили клумбы, заложили маточник многолетних цветочных культур.
— И тем не менее Вы успеваете курировать еще и строительство храма в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», в женском Свято-Алексиевском монастыре?
— Одно время я даже являлся монастырским экономом. Пришлось немало потрудиться, прежде чем восстановили построенный с грубейшими нарушениями фундамент храма, подняли стены. Сегодня с Божией помощью церковь стоит и блестит куполами на пол-Саратова — в будущем настоящее украшение города. Недавно поставили в храме пластиковые окна, идет оштукатуривание внутренних помещений.
Рабочий процесс теперь вошел в нормальную колею, и мое участие в строительстве свелось к роли эксперта. Матушка Феодосия вполне со всем управляется. Пожалуй, больше внимания сегодня приходится уделять обустройству источника, находящегося за Свято-Алексиевской обителью.
— Как-то я обратил внимание на такую закономерность: приезжает ли к нам с лекцией московский богослов, выступает ли миссионер — Вы обязательно в зале.
— А это традиция нашего храма. С гордостью могу засвидетельствовать: если саратовцы встречают на вокзале святые мощи, то процентов семьдесят пришедших — прихожане храма Рождества Христова; если в Саратове крестный ход, то и среди его участников значительная часть — наши люди. Если мы узнали, что открылся монастырь в Криволучье, наши прихожане тут же откликнулись, собрали все необходимое для первых монастырских нужд. Вот и завтра в сторону Иргиза от храма Рождества Христова тронется «Газель» с подарками для Нижне-Воскресенского монастыря, собранными нашей общиной. Нам все интересно, до всего есть дело. У нас живой, растущий приходской организм. А где должен быть пастырь? Правильно — в первых рядах.
Беседовал Владислав Боровицкий
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/01church/67.html