Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация» Кирилл Мартынов25.08.2005 

День знаний как день нищих

До начала нового учебного года осталась неделя и пора говорить о том, с чем мы подходим к нему. Было бы приятно вести речь о тетрадках и учебниках, программах и числе построенных новых школ. Но, увы, говорить придется о нищете наших учителей, то есть о том явлении, которое в будущем учебном году может четко обозначиться как общественная проблема первостепенной важности.

На 12 октября назначена Всероссийская Акция протеста учителей. Несмотря на то, что работники сферы образования послали на имя Президента РФ коллективное письмо, подписанное более 2 млн. человек, власть предпочитает сохранять олимпийское спокойствие и никак не реагировать на это обращение.

За дежурными рапортами о необходимости улучшения эффективности образования, нет-нет, да и проскакивают тревожные нотки. Вот недавно появилось сообщение о том, что в общей почте, поступающей на имя президента от населения, тема образования вышла на первое место. Удивительно? В огромной стране, где столько проблем и трудностей, людей больше всего волнует состояние школ и институтов. Да нет, конечно, все закономерно. Инстинкт самосохранения подсказывает: сломайте хребет системе школьного образования сегодня, сделайте доступ в вузы открытым только для богатых, — и завтра Россия окончательно утратит свое место великой державы в мире. В информационный век остаться без знаний — это худшее наказание для народа любой страны.

Какие же требования выдвигают учителя? Каких молочных рек и кисельных берегов им нужно от родного правительства? Средняя зарплата учителя в России составляет сегодня 3000 рублей. На эти деньги нужно жить, растить детей. Отдыхать? На приусадебном участке! Он же способен и возместить недостаток калорий. Вспоминаю, как в первой половине девяностых на дачу к моим родственникам в провинции приезжали иностранцы. Они спрашивали: «Кто это там, на соседнем участке?» — «Это Лена, она преподаватель в институте». — «О, — понимающе кивали иностранцы, — а огородничество — это ее хобби? Прекрасно!». Десять лет прошло с тех пор, но учителя, как и остальные бюджетники, по-прежнему остаются огородниками-любителями…

Уровень зарплаты учителей в среднем ниже зарплаты в промышленности в три раза. И учителя, годами тянущие свою нелегкую лямку, ставшие во многом заложниками ситуации (уйти из школы им обычно некуда, да и заменить их там никто не сможет), требуют повышения зарплаты с 1 сентября в 1,5 раза. Согласитесь, трудно назвать это требование завышенными. Но нет, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко авторитетно комментирует ситуацию: деньги есть, но если дать их учителям, то они кончатся. Следовательно, как надо понимать, денег учителя не увидят. А это грозит бессрочной забастовкой, в которой примут участия сотни тысяч работников образования по всей стране. Впрочем, опыт предыдущих лет показывает, что созданный государственными СМИ информационный вакуум вокруг подобных акций протеста, как и вполне объяснимая нерешительность самих учителей, обычно позволяет достаточно быстро свести на нет усилия профсоюзов, после чего снова начинается привычная рутина: министры рапортуют, учителя сажают картошку.

И в то время как карманные политики ведут нешуточные сетевые баталии, делясь друг с другом своими скупыми познаниями в области истории и социологии, та часть России, которая в действительности несет ответственность за наше будущее, остается в тени. Более того, здесь наблюдается очень опасная социальная тенденция. В педвузы сейчас идут в основном бедные (это подтверждается статистическими данными). И в обычных средних школах уже явственно видны следы сегрегации: в них бедные учат бедных. Учат, кстати говоря, часто не за страх, а за совесть, и учат добру — то есть снова быть бедными.

Так что дождемся 12 октября. Будем надеяться, что эффективные владельцы нефтяной трубы на этот раз не сумеют отмахнуться от тех людей, которые учат наших детей, как от назойливой мухи.

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=11 872


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика