Русская линия
Правая.Ru Сергей Путилов24.08.2005 

Проблемы выживания христиан в Египте

Коптская Церковь — представитель восточной, православной, ветви христианства. Так что прискорбные факты, свидетельствующие о притеснениях наших египетских собратьев по вере, не должны оставлять равнодушными русских людей, во множестве ступающих на эту древнюю землю

Проехав семьсот километров по пыльной пустыне, наш автобус мчится к центральной каирской площади Тахрир. С одной стороны ее подпирают Американский университет и мрачное здание правительства, с другой — комплекс Лиги арабских государств и знаменитый Национальный египетский музей. Отсюда хорошо виден черный шпиль телецентра с вращающейся смотровой площадкой наверху. Плетеный корпус местной «шаболовки» уходит в синее африканское небо почти на двести метров. Он грозит проткнуть откуда-то прилетевшую серую тучку. Так и есть. Как раз когда наш автобус подруливает к остановке, начинает накрапывать редкий в этих краях дождик. Крепкие солдаты в черных беретах и с «калашниковыми» на перевес, стерегущие чугунную музейную ограду, не теряются — посылают «молодого», который приносит им кипу теплых курток. Бедняги, правда, уже успели намокнуть — бравые усы обвисли, глядят растерянно на русских детей, в шортах и футболках резвящихся под струями дождя. Сейчас декабрь, а по нынешним меркам 25 градусов тепла это «холодно».

Гид говорит, что он складывает свои полномочия, у нас — свободное время и можно разбрестись, куда угодно. Меня, понятно, интересуют не столько засохшие музейные мумии, сколько живые православные единоверцы. Существование последних в крупнейшем городе исламского мира для меня уже непреложный факт: еще когда автобус пробивал дорожные «пробки» на шоссе Рамзес, среди частокола минаретов я заметил эпизодически мелькавшие купола с крестами. В контраст со старинными, искусно расписанными мечетями, христианские храмы поголовно в стиле модерн: некрашеные бетонные колокольни с круглыми «иллюминаторами» возвышаются над геометрически правильными коробками. Однако это лишь фасад, за которым скрывается многовековая история. В Каире несколько коптских районов. Самый древний из них расположен на руинах римской крепости, в южной части города. Два других — Шубра и Матария, охватывают север столицы.

Мимо проносятся микроавтобусы с яркими арабскими надписями на бортах, непрерывно гудят автомобили. На повороте меня резво обходит запряженная осликом повозка с овощами. Мягко шуршат по асфальту автомобильные шины этого излюбленного на Востоке транспортного средства. Седой бородатый старик в полосатом халате и засаленной чалме погоняет ушастое животное длинным прутиком. Из-за черного металлического щита с амбразурой — у египетских «гаишников» эта странная конструкция на колесиках заменяет бронежилет — за ним сурово наблюдает полицейский в каске и с автоматом. Его напарник взмахом руки останавливает движение: через дорогу идет небольшой отряд школьников — первоклашек. Все в одинаковой форме: песочного цвета брюки и куртки, за плечами огромные ранцы. Девчонки с туго заплетенными на затылке косичками с белыми бантами, коротко стриженые мальчишки, прямо как у нас первого сентября. Узкие улочки Старого города наполнены невообразимой смесью запахов пряностей, кальяна и жареного мяса, доносящегося из многочисленных забегаловок. Под сводами этих заведений мужская половина населения за неспешными разговорами проводит большую часть своей жизни. Ветхие кварталы, требующие капитального ремонта, наверное, последние полтысячи лет, поражают своей откровенной убогостью.

В наше время торговля является основным занятием потомков строителей пирамид. Она сильно отличается от знаменитого «восточного базара». Зайдя в коптскую лавку, вы к своему удивлению обнаружите, что никто не хватает вас за рукав, не сует под нос всякие «крайне необходимые» вещи вроде флакончиков эфирных масел, или «базальтовых» статуэток фараонов из крашеного гипса. Все цены фиксированные, а не завышены, в несколько раз. Товары снабжены ценниками и аккуратно разложены по полочкам. Христианам — скидка, которой я и не замедлил воспользоваться. Одним словом, как точно выразился продавец-копт, у них «магазин без базара». (Слово «базар», кстати, арабского происхождения). И эта тактика приносит свои плоды. Составляя всего десять процентов населения, здешние христиане держат в своих руках треть национального богатства Египта.

Захожу в небольшой магазинчик. Краем глаза замечаю на стене любопытную икону мученика Мины, напечатанную на бумаге и закатанную в пластик. Коптский святой стоит, воздев в молении руки. На заднем плане — колоритная пустыня и два верблюда. В 313 году, при императоре Максимине, этот римский воин принял мученическую смерть за Христа, а затем по причине многочисленных посмертных чудес стал одним из самых любимых народом святых. Здесь он популярен так же, как у нас, например, Никола Чудотворец. Русская Церковь чтит память великомученика Мины 24 ноября. Вообще, из-за невиданных репрессий, обрушенных языческими императорами на христиан Египта, Коптскую Церковь иногда называют «церковью мучеников», а сам календарь ее начинается с 284 года, когда к власти пришел самый жестокий гонитель — Диоклетиан.

Просьба продать икону приводит хозяев лавки — отца и дочь, в замешательство. Предлагаю обменяться — я им икону Богородицы, а они мне — Святого Мину. Те радостно соглашаются. Через дверь врываются оглушительные звуки вечернего намаза — благодаря мощным динамикам, установленным на сотнях минаретов, от него здесь никуда не укрыться. Спрашиваю мужчину, как живется в таком мусульманском окружении? Тот ответил: «Все хорошо!». Однако при этом он выглянул из лавки, подозрительно осмотрелся по сторонам и продолжил разговор за плотно закрытыми ставнями. Сообщение о том, что наш разговор, возможно, будет опубликован в прессе, вызвало еще более удивительную реакцию: «Никаких фото и имен!».

Наблюдающийся в арабском мире всплеск исламского экстремизма, к сожалению, не обошел страной и Египет. 5 января прошлого года пятьсот солдат египетской армии ворвались в коптский благотворительный центр в Патмосе, что в 30 километрах от Каира. Они принялись избивать сотрудников центра, одного из них даже забили насмерть, и с помощью бульдозеров разрушили часть окружающей здание стены. Центр, зарегистрированный правительством, оказывал помощь и заботился об инвалидах и сиротах на протяжении 15 лет. Все это время против него не прекращаются провокации, сопровождающиеся, как видно из этого драматического случая, даже убийствами сотрудников.

Не так давно уголовный суд египетского города Сохаг вынес оправдательный приговор 96 подозреваемым в массовом убийстве христиан-коптов, произошедшем в деревне Аль-Кошех 2 января 2000 года. В результате погрома тогда погиб 21 человек. Сначала суд признал виновным только одного обвиняемого, убившего христианина, трое человек были обвинены в менее серьезных преступлениях. Другие 96 обвиняемых были оправданы тогда же, однако приговор опротестовал генеральный прокурор Египта, и Верховный суд страны направил дело на пересмотр. Решение суда вызвало негодование местной коптской общины.

Существуют также строгие ограничения на строительство новых церквей и восстановление уже существующих храмов. Отмечены случаи, когда власти под предлогом борьбы с «самостроем» сносят и легально действующие храмы, хотя Коран и категорически запрещает разрушать храмы иудеев и христиан. Дискриминация по отношению к коптам чувствуется и при найме на работу. Христиане не могут быть мэрами даже в городах, где они составляют большинство населения. Они никогда не бывают губернаторами, начальниками полиции и даже директорами школ.

Интересно, что в то время как египетская конституция гарантирует свободу человека, и официально в этой стране нет законов, карающих за отступничество, как, скажем, в Саудовской Аравии, на мусульман, ставших христианами, обрушиваются жесточайшие репрессии. Это заставляет людей прятаться и подделывать документы, некоторые бегут в другие города или делают попытки покинуть страну. Если они попадаются, их оскорбляют и применяют пытки.

Так, по сообщению Ассоциации американских коптов, в декабре прошлого года полиция Египта арестовала супружескую пару, находившуюся в розыске по причине обращения из ислама в христианство, а также задержала еще 20 человек из числа новообращенных. После ареста супругов перевезли в Каир, их детям разрешили остаться с друзьями. Адвокаты супругов сообщили, что мужа, и жену в полицейском управлении на улице Аль-Мускив Каире били и всячески истязали. Были также применены пытки по отношению к чиновникам, которые помогли паре оформить новые удостоверения личности с христианскими именами. Чиновников заставили назвать имена100 новообращенных, которые также получили удостоверения личности. В результате в Александрии были произведены аресты еще двадцати человек, остальные находятся в розыске.

В прошлом году в знак протеста, против притеснений его паствы, коптский Патриарх Шенуда III на две недели удалился в монастырь в Вади-Натрун — пустынный оазис между Каиром и Александрией.

Но, несмотря на трудные периоды в истории египтян, их всегда отличала терпимость в вопросах религии. Христианство и ислам просуществовали здесь бок о бок более тысячи трехсот лет. Жизненно важно сохранить этот статус кво и в наше непростое время.

http://www.pravaya.ru/look/4562


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru