Русская линия
Православный Санкт-ПетербургСвященник Анатолий Трохин24.08.2005 

Ах, теща моя, теща ласковая…

Извечный спор, кто родней и ласковей — теща к зятю или свекровь к снохе? Сколько песен, поговорок, пословиц, метких народных выражений бытует о женщинах, выступающих в этих ролях. Но что поражает: в наше время особенно много стало обидных, уничижительных анекдотов и частушек про тещ, хотя именно тещи растят и воспитывают для мужчин будущих жен и матерей их детей. Отчего так происходит, как надо относиться к теще, размышляет о. Анатолий ТРОХИН, священник Парголовской церкви Спаса Нерукотворного Образа на Шуваловском кладбище.

У тещи для зятя и ступа доит

Из жизни народной в прошлые времена. На следующий день после свадьбы… свекровь брала в руки плетку и, стегая невестку, приговаривала: «Это свекрова гроза; это свекровина гроза; это мужнина гроза». Затем молодые ехали к родне молодой жены, где теща, по обычаю, угощала их яичницей, а зятю голову маслила.

— Батюшка, уж как, бывает, тещи стараются быть хорошими, чтобы зятья дочерей не обижали, а все не избавятся от обидных анекдотов и частушек, одна только «Хоронили тещу, порвали два баяна» чего стоит! Это ранит чувства не только тещ, но и жен.

— Это происходит от недостатка любви, терпения, понимания. В России сломан семейный строй, попраны Божии заповеди, дедовские обычаи — их трудно восстановить. Но нам надо помнить, что теща и свекровь прежде всего матери, любящие и безпокоящиеся о своих детях и внуках. А тещам и свекровям надо молиться о своих чадах, просить у Бога для них счастья, семейного благополучия, здоровых и послушных детей. Мать — это святое, не важно, чья она — мужа или жены. Что касается взаимоотношений тещи и зятя, мне все видится иначе: у них более теплые отношения, если зять не пьяница, не буян. Недаром живуча в народе поговорка «к теще на блины». Слово «теща» вкусно пахнет.

И впрямь, если вспомнить не современные иронические частушки и анекдоты, а русские поговорки — теща там выглядит очень даже симпатично: «зять по дочке милеет», «одно дитя роженое (дочь), другое суженое (зять)», «зять на двор — пирог на стол», «у тещи-света для зятя приспето», «для зятя и дверь настежь"…

— А вот девушке и впрямь доставалось, когда она входила в мужнину семью — и от свекрови, и от золовок… Недаром, выдавая девицу замуж, пели: «Отдавали молоду на чужую сторону: она горем посеяна, слезами поливана, тоскою покрывана, печалью горожена…» Что тут можно посоветовать? Терпеть и молиться.

Вспомнился забытый было разговор с одной старушкой. Она говорила: «Удивляюсь на молодых, чуть что не так — фырк-фырк и побежала про обиды мужнины и свекровины рассказывать. Не дело это. У нас в деревне наставляли: «Плачь молода жена, а про свое горе никому не сказывай». Отчего среди приданого невесты кукла ране была? Для будущих дочек? Чтобы детство и кров отчий не забывала? Нет… Чтобы обиды и горести не подругам, не матери — кукле высказать, выплакать… а имени мужниного не трепать!»

Был чуж-чуженин, а стал семьянин

— Мне очень повезло: теща стала мне второй матерью; мы прожили 20 лет вместе — теща, моя жена матушка Екатерина, наши дети и я. И всегда мы находили общий язык. Теща моя — Ариадна Валериановна была необыкновенно чутким, душевным и очень мужественным человеком. Она происходила из аристократической семьи Немировских и немецкой семьи Адлеров, отец ее был композитором, и потому музыканты, поэты, художники, писатели были в их доме частые гости. Маленькая Ариадна получила замечательное воспитание, а продолжила его уже сама жизнь. Ариадна Валериановна — дитя блокады, но на этом ее испытания не закончились. Когда блокада была прорвана, они с мамой поехали к родственникам в Тверскую область, но поезд увез их в Кулундинские степи Сибири. На Алтае тогда было много заключенных, которые работали в содоломках. Четырнадцатилетнюю Ариадну поставили работать наравне с ними. Когда она пыталась бежать, ее не расстреляли только потому, что девочка пережила блокаду… Вернувшись позже в Ленинград, она закончила факультет иностранных языков Герценовского института.

Когда я вошел в их семью, и тесть Борис Михайлович, и теща встретили меня, как сына. И позже мое решение стать священнослужителем поддержали и жена, и теща. Мы вместе духовно росли, много беседовали, вместе воцерковлялись. А вот для моих родственников, живущих на Урале, такое решение было как гром среди ясного неба. Сестра даже сказала про меня с сожалением: «Какой хороший был парень…»

Я в шутку называл Ариадну Валерьяновну фундаментом нашей семьи. Но это действительно было так: она ненавязчиво помогала нам во всем, везде успевала, готовила, нянчилась с детьми. И во всех нас — детях и внуках, видела необыкновенные способности, а потому, будучи пианисткой, учила внуков музыке, прививала любовь к литературе. Выслушивала и одобряла мои стихотворные опыты.

У нас под Торжком есть деревенский домик, там все — деревья и цветы, напоминает о ней: она сажала, ухаживала и мечтала, что после нее останется нам этот обихоженный тихий уголок.

У нее от природы был властный характер, и дома все тяготы лежали на ее плечах — тесть был человеком замечательным, терпеливым и мудрым, но непрактичным… Мы с ней не сразу поделили «сферы влияния», но она была рада, что теперь есть кому исполнять мужскую работу.

Как аукнется — так и откликнется?

— Часто будущие тещи говорят: «Будет мой зять любить и уважать мою дочь — и я буду с ним приветлива, буду помогать во всем. Но если будет дочь обижать — я молчать не стану».

— Вы произнесли слова, сказанные мне тещей, после того как я попросил руку ее дочери. Потом, конечно, мы смеялись над этими словами, потому как искренно любили и уважали друг друга.

— Быть может, правы те, кто советует молодым жить отдельно, по принципу: чем дальше, тем роднее?

— Если свекровь нетерпима к снохе, поедом ест, или теща с зятем не в ладах и вносит раздор — жить вместе трудно. Но если вспомнить, как раньше жили, оно ведь разумнее было — жили целым родом, вели общее хозяйство, а если сын, женившись, отделялся, то ставил свой дом рядом с отцовским.

Третий — лишний?

Ах, сколько житейской мудрости, советов — как правильно жить можно почерпнуть из русских народных пословиц и поговорок. Например: «Не суди мужа с женой! Жену с мужем Бог разбирает», «Муж с женой бранится, да под одну шубу ложится», «Промеж мужа и жены нитки не продернешь». А в жизни так ли делаем?

— Батюшка, у вас две дочери. Строя отношения с зятьями, переймете ли что-то от своих тещи и тестя?

— Помня, что все мы уязвляемся, когда нам делают замечания, постараюсь не вмешиваться в их дела, но буду молиться за них.

— Если что не заладится у дочерей с мужьями — будете ждать просьбы о помощи или поспешите с помощью сами?

— Помогу, но как бы невзначай. Ибо дочери могут и не попросить помощи, а объявить о своем решении, возможно, неверном.

— Слышала, что хорошая теща должна выгнать прибежавшую в слезах дочь, напутствовав: «Ступай к мужу. Живи и терпи».

— Хорошая теща — это прежде всего умная женщина, она должна разобраться во всем. И если муж пьет и бьет жену, то где же еще ей искать приюта, как не в родительском доме? Надо приютить и подождать, пока зять не явится. А не придет — теще надо самой идти или звонить. Но не угрожать, не унижать зятя, а поговорить душевно. И не подталкивать дочь к разводу.

— И вы свою дочь не отправили бы обратно к мужу?

— Нет, конечно. Надо разобраться в конкретной ситуации, узнать, кто и что натворил, помолиться вместе, а потом принимать решения. Но я бы хотел, чтобы таких ситуаций не возникало.

Хранительницы очагов и душ

Вспомнилась быль. Взял монгольский хан как-то большой русский полон, угнал в степи, а одна девица угодить ему сумела, вылечив ханского сына. Хан милостиво отпустил ее домой, разрешив увести с собой одного человека: в полоне были ее отец, брат и муж. Она выбрала брата. Хан удивился: «Почему?» Девица ответила: «Отец свой век отжил, мужа взять — чужой род продолжить, а брат — родная кровь, женится — наш род продолжит».

— Не потому ли свекровью быть почетней, нежели тещей, что есть мнение: рождение только девочек — Божие наказание, ибо дочери, выходя замуж, продолжат род мужа, а род отца прекращается?

— Ни в коем случае. Главное — воспитать христианина, а кто это — мальчик или девочка, не важно. Девочки — будущие жены и матери, и могут дать ребенку даже больше, чем отец. Есть примеры, когда верующие матери вымаливали сыновей, ведущих греховный образ жизни, или мужа язычника приводили к вере, и он даже становился епископом. В семье от женщины, хранительницы семейного очага, зависит больше, чем от отца. Если дочь воспитать в вере православной, — она потом приведет к Богу мужа и детей. Этому можно только радоваться. Но всегда мать должна говорить малышам: «Папа — главный человек». Отец, даже в отлучке, должен незримо присутствовать в семье, быть на первом месте, ибо семья — это малая церковь и муж в ней — священник.

— Тещи уже нет с вами, чего вам больше всего не хватает?

— Доброй и мудрой беседы. Не хватает умения старшего поколения внимательно и доброжелательно выслушать. Мы с женой замечательно понимаем друг друга, но ведь нам всегда, сколько бы сами ни прожили, хочется, чтобы рядом была ласковая добрая мама. Те, кто живут не в ладу с тещей или свекровью, сами себя обедняют…

Зеленый чай, жасминовый букет,
Безпечных внуков радостные крики…
Вы вспомнитесь за суетою лет,
Как летний день, как запах земляники.
На ваше имя отзовутся мне
Три лиственницы, яблони и сливы,
Я старый дом поглажу по стене
И стану снова добрым и счастливым.
Вы землю эту с думою о нас
Перебирали теплыми руками.
И на скамье, быть может, и сейчас
Незримо поместились между нами.

Это стихотворение о. Анатолий посвятил любимой теще Ариадне Валериановне. И я больше не мучилась вопросом: какой должна быть теща? Ответ ясен — такой, чтобы зять, если и не стихи вам посвящал, то добром помянул после смерти, а при жизни считал второй матерью и прислушивался к советам, ибо они никогда не были во вред… чтобы, когда вас не станет, домочадцы шептали: «Родная, как нам тебя не хватает…» Закончив разговор и уже уходя, о. Анатолий внезапно обернулся: «Желаю вам стать хорошей тещей». Теплая волна благодарности затопила все мое существо: «Я постараюсь, батюшка…»

Хорошей тещей пытается стать Ирина РУБЦОВА

http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n163/ta011.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru