Парламентская газета | Ирина Тихонова | 24.08.2005 |
Своей церкви в Стругах-Красных не было со времен Великой Отечественной, после которой единственный Свято-Успенский храм превратился в школу. Потом, когда советская власть построила для школы свое здание, храм переоборудовали в библиотеку. И верующим оставалось только молиться Богу о возвращении храма на стругокрасненскую землю
К концу 80-х годов власть вдруг стала более чуткой к чаяниям людей.
И в 1990 году райисполком наконец-то пошел навстречу: храму — быть, решила местная власть. И это символизировало большие перемены в системе ценностей российского общества. И Юрий Анисимович Шматов предложил священникам подготовить проект. Вскоре стало известно, что храм будет деревянным — почти как в Кижах. С двумя приделами, деревянной крышей.
Струги-Красные — лесной район, за древесиной дело не стало. Юрий Шматов выписал сколько нужно и еще столько же — для оплаты строительных работ.
Но дело не пошло. Потому что времена изменились и Юрий Шматов ушел из района в область работать заместителем губернатора. Поди уследи из Пскова, как там лес пилят и куда отправляют.
Когда спохватились, имевшегося леса на храм уже не хватало. И, чтобы не растерять остатки бревен, решено было возвести хотя бы маленькое строение — Свято-Успенскую церковь. Дескать, когда-то еще будет задуманный храм, а здесь прихожане уже сразу смогут обратиться к Господу.
— Но я искренне верил, что будет большой храм, — рассказывает Юрий Шматов. — Я по натуре такой человек: если сказал, что сделаю, значит — сделаю. Любой ценой. Даже если сам нищим останусь
В 1993 году санкт-петербургским архитекторам Юрию Кожину и Нине Короткевич заказали проект. Авторы его поставили задачу создать легкий и изящный одухотворенный образ русского православного храма. Решено было возвести его пятикупольным в традиционной конструктивной системе. Со стороны главного входа над притвором разместили звонницу. По рекомендации владыки в цокольном этаже запроектировали молельню с купелью для крещения прихожан. Наружные стены решили построить из силикатного кирпича повышенного качества. В Стругах-Красных работал свой кирпичный завод, и далеко за этим стройматериалом ездить не требовалось, а к началу строительства под чутким руководством Юрия Шматова кирпич уже запасли в нужном количестве.
И начали строительство. Кто технику давал, кто горючее. Кто-то личным трудом пособлял. Но когда вышли на нулевой цикл, стало понятно, что хозспособом такую сложную стройку не осилить, нужно привлекать специалистов. Юрий Шматов сумел убедить в этом губернатора Владислава Туманова, и средства были частично заложены в бюджет. Генподрядчиком определили гендирекцию «Псковреконструкция», а субподрядчиком — ЗАО «Реставрационные мастерские».
Увы, бюджет — дело ненадежное и крайне хлопотное. Бывало, подолгу не было финансирования. И к кому только не обращался Юрий Шматов, чтобы довести-таки дело до конца — и к Правительству, и к Президенту. Владислава Туманова сменил Евгений Михайлов, при нем не сразу началось строительство, и потом оно то активизировалось, то затухало, но в целом было практически завершено, дошло до куполов и отделки и если бы хватило средств, то имело все шансы закончиться еще в 2004 году.
— Когда в конце 2004 года в области сменился губернатор, мне говорили, что Михаил Кузнецов не станет достраивать храм, — делится Юрий Шматов. — Хотя оставалось-то сделать совсем немного — уже был установлен иконостас. Я встретился с ним, он пообещал выделить средства. И он сдержал свое слово, за что я от имени всех верующих и тех, кто заинтересован в возрождении духовности, новому губернатору благодарен.
Выделенных в этом году бюджетных средств хватило только на завершение строительства. А вот колокола, церковную утварь, великолепные паникадила собирали всем миром. И собрали быстро — за считанные недели. Потому что стало уже совершенно ясно: еще немного, и в Стругах-Красных все-таки появится свой храм! Семь колоколов на свои личные деньги отлил и привез уроженец этих мест — ныне московский предприниматель Григорий Комаренко. А псковские предприниматели «скинулись» на утварь и паникадила. Последние также заказал в Москве и доставил в поселок Григорий Комаренко.
Больше полусотни жертвователей значится на доске у входа в храм (хотя на самом деле за все время строительства их было намного, намного больше — всех теперь и не упомнишь). И завершают список имена четырех губернаторов: Анатолия Добрякова, Владислава Туманова, Евгения Михайлова, Михаила Кузнецова. Каждый из них внес свою большую лепту в возведение собора, и, как говорит Юрий Шматов, «вопреки политическим разногласиям храм объединил их всех под куполами веры».
Несколько месяцев назад владыка Евсевий принял решение дать наименования двум церквям, объединенным в соборе: Георгия Победоносца и Михаила Архангела. От указанного в проекте названия «Свято-Успенский храм» отошли, потому что получалось на стругокрасненской земле сразу три одинаково именованных храма: первый — довоенный, откуда недавно выселили библиотеку, второй — деревянный, теперь его в народе зовут просто «Вера, Надежда, Любовь», и третий — вновь возведенный. Сегодня в Стругах-Красных стало четыре действующих церкви, и у каждой свое имя.
31 июля многие известные люди съехались в райцентр порадоваться знаковому событию. В Псковской области не возводилось еще новых соборов со времен революции 1917 года. Рано утром началась служба, и церковный хор дивился необыкновенной акустике храма. Вручая символический ключ Евсевию, губернатор Михаил Кузнецов отметил:
— Отрадно, что число действующих храмов на Псковщине постоянно увеличивается. И новый собор в честь святого покровителя России Георгия Победоносца — еще один символ возрождения Веры, без которой сегодня трудно представить дальнейшее развитие нашего общества. Пусть собор, освященный в честь одного из самых почитаемых на Руси святых, станет новым центром духовности, послужит делу возрождения и приумножения традиций православия на псковской земле
В тот же день Юрий Шматов крестил в новой крестильне свою двенадцатилетнюю внучку Катю. Долго не расходились прихожане. И вместе с солнечным светом разносился по струго-красненской земле долгожданный колокольный звон
Храму — быть, решил райисполком. И это символизировало большие перемены в системе ценностей российского общества.