Русская линия
Православие и современность Наталья Волкова24.08.2005 

Под сенью пальмовой ветви

Сегодня слово «паломничество», слово из церковного обихода, можно услышать от людей, весьма далеких от Церкви. Наверное, для них это, в первую очередь, разновидность туризма, основанного на стремлении увидеть что-то новое, — и не более. Но традиция паломничества, зародившаяся много веков назад, подобного отношения не предполагает. Смысл паломничества — поклонение святыне.

Еще во времена Ветхого Завета иудеи-паломники приходили на праздник Пасхи в Иерусалимский храм. Широкое распространение паломничество получило в апостольские века. Чем известнее христианство становилось в Римской империи, тем больше людей стремилось в Святую Землю, на место Распятия и Воскресения Иисуса Христа. Само слово «паломник» (производное от лат. palma — «пальма») означает «носитель пальмы». Сегодня, называя себя паломником и отправляясь по святым местам, человек словно становится древним путешественником ко Гробу Господню, несущим из своего странствия пальмовую ветвь в память о тех ветвях пальмы, которыми народ встречал Христа при въезде в Иерусалим. Паломничество — олицетворение жизненного пути человека, несущего данный Богом крест. Путешествие к святыне — это непрестанный труд, преодоление себя ради конечной цели. Однако объективно в современном мире почувствовать себя настоящим паломником очень сложно.

В первые века христианства не было автомобилей и самолетов, все расстояние от родного дома до Святой Земли паломник преодолевал пешком, часто подвергаясь опасности, терпя голод и нужду. Паломничество всегда было подвигом — отправляясь в путь, путешественник ко Гробу Господню не знал, когда вернется и вернется ли вообще, сознательно обрекал себя на долгую и трудную дорогу. А в наш скоростной век паломничество мало похоже на путешествия по святым местам в древности… Расстояния укорачиваются — время сжимается, до Святой Земли можно быстро и с комфортом добраться самолетом, до Оптиной Пустыни или Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — автобусом. Уже не говорят — «совершать паломничество», а — «ехать в паломничество», путешествие к святыне называют «паломнической поездкой». Внешне изменилось многое, поэтому кажется, что и смысл понятия стал иным. Однако это не так. Для христианина цель паломничества, как и много веков назад, — предстояние перед святыней, стремление прикоснуться к ней, напитаться благодатью.

* * *

Преподобный Авва Дорофей говорил, что если человек начинает дело, не представляя себе цели предпринимаемого, то практически всегда он будет трудиться напрасно либо даже со вредом для души. Поэтому главное, чего можно искать в паломничестве, — это душевная польза. Однако если человек собирается в «паломническую поездку» только для того, чтобы из праздного любопытства осмотреть достопримечательности, оценить красоту архитектурного ансамбля какого-либо монастыря или просто «подышать целебным воздухом», пользы для души в таком случае ждать трудно.

Христианин отправляется в паломничество (в святую обитель, где когда-то подвизался тот или иной святой, к чудотворной иконе, к месту, где покоятся мощи угодников Божиих) с определенной духовной целью: принести покаяние в грехах, попросить небесного заступничества. Достигнуть этой цели можно только с молитвой, которая всем дарует «благодать для благовременной помощи» (Евр. 4, 16).

Мы верим, что святые — наши незримые помощники. Господь пребывает везде, Его святые слышат наши молитвы, откуда бы мы к ним ни обращались. Но там, где покоятся их мощи, где они подвизались при жизни, — места, где особенно чувствуется их присутствие. Поэтому и молиться здесь легче.

* * *

Обращаться к Богу и Его святым в молитвах необходимо и во время пути. В этом и заключается основная трудность для современного паломника, ведь самый распространенный способ путешествия сегодня — большими группами, в автобусах. Часто люди, занимающие места рядом, не знают друг друга. Еще чаще во время пути каждый предоставлен сам себе: кто-то говорит с соседом, кто-то спит, кто-то обедает. Ощущение обыденности, которое так хотелось преодолеть, отправляясь в паломничество, не исчезает. Помочь здесь, конечно, может только молитва, лучше всего — совместная. В паломнических поездках необходимо поддерживать в сердце чувство благоговения, трепета по отношению к святыне, чтобы экскурсионный момент показался в данном случае мизерным, на первом месте было бы желание помолиться… Совет один: тщательнее выбирать организаторов паломничества — по рекомендации друзей, поинтересоваться у приходского священника, в епархиальном управлении. Или поехать в сопровождении близких людей. Тогда не будет зависимости от графика запланированных экскурсий, в череде которых можно легко забыть о том, где находишься.

Кто-то скажет, что молитвенный дух трудно сохранять и даже на богослужении в известных святых обителях: в дни церковных праздников здесь велико скопление людей, что создает ощущение суеты. В таком случае нужно постараться приехать в монастырь в будний день: появится возможность целиком погрузиться в здешнюю жизнь, насладиться тишиной в той мере, в какой эта тишина сохраняется.

* * *

Авва Дорофей учил, что диавол обязательно противится любому доброму делу, и потому ему либо предшествует, либо последует искушение. Исходя из реальности нашей жизни, можно сказать, что доброму делу искушение не только предшествует или последует, но и сопутствует. К паломничеству, как к делу благому, слова преподобного относятся тоже. Поэтому к искушениям в пути надо быть готовым.

Случается, что во время паломничества в душе вдруг восстает все самое недолжное, самое нечистое — чего от себя не ожидаешь. Надо помнить, что диавол особенно бунтует в тех местах, где есть святыни, что Господь дает нам возможность увидеть в себе грех. То же относится и к нередко случающимся в паломнических поездках ссорам. Главное — не гневаться и не давать воли хульным помыслам.

Необходимо избегать пустословия, которое может перерасти в сплетничество, осуждение ближнего, хранить уста и уши от неполезного. Подлинное предстояние перед Богом совершается в молчании.

Бывает, что организационная сторона поездки провалена: паломников не успели накормить, разместить в гостинице. Это — испытание пути, одно из искушений для «носителя пальмы».

Все преодолеть и вытерпеть можно — с молитвой.

* * *

В старину паломничество было для людей не просто этапом жизненного пути, но самим путем. Человек в полном смысле этого слова вырывался из привычного уклада, у него появлялась возможность рассмотреть душу свою более пристально, раскаяться в грехах, измениться за время духовного путешествия. Такое может произойти и сейчас, если христианин волей Божией сталкивается в недолгом пути с чем-то поразительным, что заставляет его взглянуть на свою жизнь под иным углом. Но еще приблизить к этому во время паломнической поездки может труд Христа ради. Если паломник приезжает в святую обитель, в какой-то храм не как гость, которого привели на экскурсию, но как человек, готовый разделить с насельниками, прихожанами насущные заботы, это принесет его душе много больше пользы, чем поверхностное знакомство.

В любом случае, до того как отправляться в паломническую поездку, правильно было бы прочитать книги о той святыне, к которой едешь. Когда узнаешь житие святого, историю обители, чудотворной иконы, восприятие становится более осмысленным.

* * *

Многие старинные обители славятся источниками, некогда пробившимися из-под земли по молитвам угодников Божиих. У каждого из них своя история. Здесь освящают часовни, устраивают купальни, возле которых люди терпеливо ждут своей очереди — окунуться в воду, воспринявшей благодатную силу. Настоящие паломники у такого источника обязательно помолятся или прочитают акафист. Но бывает, что рядом могут послышаться смех и шутки тех, кто решил, что оказался на пляже…

Святыня — это огонь. Того, кто подходит к ней с осторожностью и благоговением, она согревает. Того, кто бросается к ней, не разбирая дороги, опаляет.

* * *

Паломник всегда стремится увезти с собой домой что-нибудь, напоминающее о паломничестве, частицу святыни: икону, крестик, бутылочку со святой водой, просфору, масло. Или даже камушек, горстку земли. Однако в подобном деле легко переусердствовать. Раньше путешественники, принесшие на родину веточку дерева, растущего на Афоне или в Иерусалиме, из тех мест, куда было трудно добраться, воспринимали и хранили это как святыню. Сегодня часто квартира верующего человека напоминает экспозицию, составленную из привезенного. Пузырьки с маслом от нескольких чудотворных икон, палочки, камушки хранятся вместе, и порой невозможно разобраться, что где. Такое обилие гасит чувство благоговения к святыне.

Наши благочестивые предки, молясь перед маленьким образком, бережно доставленным издалека, чувствовали небесное заступничество и покровительство святых. Сейчас для некоторых людей привезенное масло или просфора — всего лишь лекарственное снадобье. Подобное отношение неуместно. В истории Церкви бывали случаи, когда человек исцелялся пылью, взятой из-под престола. Однако это чудо совершилось не «силой пыли», а силой веры и молитвы.

* * *

В среде паломников часто встречаются люди невоцерковленные. Они совершают путешествие к святыне впервые, паломническая поездка кажется им неким духовным прорывом. Чаще всего, путь не получает продолжения в их жизни. Они понимают, что есть святые места, где жизнь устроена совсем по-другому, но не представляют, что делать с этим пониманием дальше. Не понимают того, что было понятно настоящему паломнику во все времена: по образу этой иной жизни и надо перелагать свою собственную…

Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны. К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним все желание мое (Пс. 15, 2−3).

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/01church/66.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика