Православие.Ru | Священник Феотим Цалас | 23.08.2005 |
МИССИЯ В АФРИКЕ В НАШИ ДНИ
— Могли бы мы теперь поговорить о миссионерской работе в наше время? На Западе христиане иногда используют благотворительность как способ обращения нехристианских народов: раздают продукты, одежду, предлагают бесплатно получить образование. Как Вы на это смотрите?— О. Феотим: Другие конфессии так делают, мы — нет. Во-первых, православные бедны. Первое, что делают православные, приходя куда-то, — строят храм. Потом рассказывают людям о Православии. Если у нас есть лишние деньги или продукты, мы покупаем и раздаем лекарства или строим небольшую больницу для местных жителей. Когда есть жертвователи, стараемся еще и школу построить, но раздавать вещи, чтобы привлечь людей к Церкви, у нас не принято.
— Представители местных народов в наше время повсюду жалуются, что на них оказывают давление, стараясь приспособить их к западному образу жизни, к западному обществу, и делается это посредством миссионерской работы колониального типа. Происходит ли такое в Заире?
— Многие христианские миссионеры искренни в своих убеждениях и стремлениях, но некоторые, увы, приезжают в Заир, в Конго, ради того, чтобы, обратив массы людей, заработать себе на этом престиж. Некоторые из таких весьма известных церквей даже содействуют корпорациям в разграблении наших природных ресурсов. Они создают разного рода организации якобы для нас, но они, эти организации — не наши, их используют, чтобы нас переделать, превратить в нечто иное и чуждое. У этих церквей нет лица, нет общения, нет собственной среды. Они существуют в изоляции. Понимаю, что это звучит слишком резко, но я это видел собственными глазами.
Православные так не поступают. Православный миссионер, приезжая, дарит людям самого себя, свою личность, и создает общину. Он показывает людям: «Мы с вами будем жить в Раю». Это реальная среда, настоящая община. Он не говорит: «Становитесь такими-то». Потому православные и завоевывают души.
— Как Вы привносите в церковную жизнь обычаи, отличные от того, к чему люди привыкли в своей родной культуре? Например, внешние особенности поведения или особая одежда в храме.
— У нас есть свои обычаи, но наши люди наблюдают и за жизнью других христиан, перенимают их добрые привычки. Что касается женской одежды: женщины, идя в православный храм, надевают платок, потому что видят, как это делают и в других христианских церквах. Это хорошо. Многие мужчины не пойдут в храм в шортах даже в сильную жару. Надевают брюки.
Часто на молитве складывают руки перед собой, так как видели, что и протестанты, и католики делают то же. Это неплохо, ведь они молятся. Еще африканцы не говорят «Ш-ш-ш!», когда хотят призвать к соблюдению тишины, и священники не просят: «Тихо! Замолчите!» У нас есть таблички, на которых написано «Соблюдайте тишину», и когда кто-то шумит, наши старушки тихонько подходят и показывают ему такую табличку. Люди прекращают разговаривать, и молитва продолжается. Так заведено и у протестантов, мы это переняли у них. Это добрый обычай.
— Как у вас проходят общественная жизнь? Занимаетесь чем-то вместе, кроме празднования церковных праздников?
— Один раз в месяц после Божественной литургии все приносят еду и музыкальные инструменты, садятся вместе за стол, поют, танцуют допоздна. Благодаря этому у них нет соблазна ходить куда-то еще, например, на магические пляски. К тому же, так молодые люди знакомятся друг с другом, находят православного жениха или невесту.
— Сколько сейчас в Конго православных?
— Около миллиона человек. По всей Африке более или менее точных данных нет, поскольку постоянно происходит массовое крещение новообращенных.
— Что в православных общинах Конго внушает Вам наибольшую надежду, что служит источником вдохновения?
— Вчера вечером я как раз думал об этом, и меня осенило: любой побывавший в Конго грек расскажет Вам, что каждый конголезец носит с собой карманный экземпляр Библии. У нас население — 56 млн. человек, и у пятидесяти миллионов в кармане лежит Библия. У тех, кто проповедует Библию, она больше размером и застегивается на молнию. Так они с ней и ходят. Так что если встретите африканца с черным портфелем подмышкой, знайте, что это не портфель, а Библия.
Иностранные гости всегда отмечают, что у нас очень много церквей. На каждой улице как минимум две, обычно неправославные. В Заире в субботу вечером и воскресенье утром нет смысла идти в гости — придете, а дома никого нет, все в церкви, молятся. Даже «христианские» секты, небольшие группы людей, не имеющие своих храмов, проводят свои «службы» на открытом воздухе. Собираются по двое, по трое, тысячами. Представляете, что было бы, если бы все они узрели истину Православия?
В Конго почти пятьдесят миллионов неправославных христиан. Они веруют во Христа, говорят о покаянии, о Втором Пришествии, но не знают полноты христианства. Вчера я сказал себе: «Если Господь просветит этих людей, уже верующих в покаяние, Распятие и Воскресение, и научит их почитать Матерь Божию и святых, это будет как искра, попавшая в коробок спичек. Матерь Божия обладает великой силой и властью, и я верю, что Африка, и в особенности Конго — это будущее христианства. Там у людей, бывает, нет хлеба насущного, но есть Слово Божие».
ЗОВ ПРАВОСЛАВИЯ
— Вы говорили о том, что в Африке множество людей обращается в Православие, даже упомянули об обращении сразу нескольких деревень. Почему для африканца столь привлекательно Православие?— Самое главное в том, что африканцы привыкли к естественной, ориентированной на потусторонний мир религиозности, это основа их культуры, и по своей ментальности им легко принять полноту христианства. Играет роль и разочарование в других христианских церквах. Православные не занимаются политикой, просто приходят, неся Слово Божие. К тому же, люди воочию видят, что христиане в Православной Церкви защищены от бесовских сил, что для африканцев крайне важно. И, наконец, африканцы способны не просто веровать, но и жить так, как того требует Истина, в соответствии с реальностью Православия.
— Каким образом?
— Другие христиане, даже католики, уже не придерживаются многих традиций, например, поста. А православные их по-прежнему соблюдают. Воздержание от скоромного по средам и пятницам и во время четырех постов — основной элемент нашей духовной практики. Пост принципиально важен в христианской жизни, ведь постились и пророк Илия, и св. Иоанн Креститель, и Матерь Божия, и даже Сам Господь. Африканцы с постом не шутят. Так жаль, что греки, особенное живущие здесь, у себя на родине, зачастую отказываются поститься. Если ты говоришь африканцам: «Вам следует делать то-то и то-то», ты сам не должен делать обратное.
— Почему, как Вы думаете, африканцам легче дается пост?
— Потому что у них всегда было принято давать обеты своим покойным предкам, например: «Если ты сделаешь для меня то, о чем я прошу, я ради тебя ничего не буду есть два дня». Тысячелетиями они договаривались с предками, это стало частью культуры.
К тому же, говоря об особенностях африканцев, следует отметить отсутствие у них такого чувства, как ненависть. В Греции есть ненависть, тут тебя либо любят, либо ненавидят, а в Африке нет. Ненавидят там только колдуны. А так ненависть в основном существует в политике, между враждующими группировками, но и это — политический конфликт — тоже привнесено извне. Нам это изначально чуждо.
— Но ведь мы все несем в себе последствия грехопадения Адама. И что, же, если кто-то украл у человека жену, человек этот не будет испытывать ненависти?
— Нет, у нас это будет не ненависть. Приведу пример из жизни моей семьи. Мой отец управлял кирпичным заводом. И вот один из его работников (который, кстати, много раз бывал у нас дома) начал подстрекать других рабочих убить отца, потому что завидовал ему — как же, они одногодки, а отец уже начальник. Один рабочий пришел к отцу и все рассказал. «Берегитесь, Мэтью говорит, чтобы мы Вас отравили». Рабочие, узнав, что отец в курсе, отказались от злого замысла, а Мэтью исчез. Он так боялся и стыдился проходить мимо нашего дома, что по пути к себе домой обходил его далеко стороной. Другую работу он так и не нашел и совсем обнищал. Однажды отец, заметив его издалека, позвал: «Подойди ко мне. Почему ты не возвращаешься на работу?» Тот приблизился к нашему крыльцу, низко опустив голову, и отец сказал: «Мэтью, почему ты хотел убить меня? Что я тебе сделал? Я давал тебе работу, ты приходил ко мне домой, я угощал тебя, ты у меня кофе пил. Если бы ты меня убил, что с тобой было бы? Я тебя прощаю. Если нужна работа, приходи».
НОСТАЛЬГИЯ ПО РАЮ
— Помимо прочего, жителей Конго привлекает к Православию обилие чудес, происходящих в нашей Церкви. Как во времена первых христиан, Господь щедро изливает Свою благодать, помогая нашему народу уверовать.— Расскажите, пожалуйста, о некоторых из них.
— У моей сестры Феклы в скиту действует школа для девочек. Как-то одна из учениц взяла у учителя почитать книгу — катехизис. Вскоре эта девочка умерла, а учитель потом стал спрашивать: «Девочка брала книгу, где теперь эта книга?» А надо сказать, книги в Африке редкость и драгоценность. Книга была собственностью школы, и ее стоимость пришлось бы вычесть из жалования учителя, при том, что стоила она примерно столько, сколько он получал за месяц работы. Учитель очень переживал, не зная, где и как искать книгу. И вот моей сестре снится, как та девочка говорит: «Не волнуйся, я принесу книгу».
Через несколько дней учитель, находясь в школе, увидел, что вошла какая-то девочка, но не узнал ее. Она произнесла: «Учитель, возьмите книгу». Отдала книгу и исчезла прямо у него на глазах.
Однажды к скиту подошли воры. Они задумали залезть в скит и все оттуда утащить. Стали перепрыгивать через забор и тут вдруг увидели в воздухе над крышей старца, строго глядящего на них. Африканцы верят в магию, поэтому воры решили: «Эти люди в скиту — колдуны. Их главарь все видел и теперь хочет нас убить. Пойдемте отсюда». Они направились в город и всем там рассказали: «Там живут очень сильные колдуны. Мы видели их главаря, он висел в воздухе». Эти сведения дошли до моей сестры, и из описания она поняла, что старец, явившийся ворам, — св. Нектарий Эгинский, в честь которого назван скит.
Чудес много, и по ним люди видят, что Православие — это нечто настоящее и истинное.
— Что Вы могли бы сказать о чернокожих жителях Запада? Часто они не ощущают себя частицей той культуры, в которой живут. Но еще меньше чувствуют свою принадлежность культуре Африки.
— Какой правильный вопрос! Я считаю, что человек, чувствующий себя на Земле не в своей тарелке, больше всего подходит для жизни в Раю. Это единственная истина, которую он способен принять. Так же было и с Авраамом. Господь сказал: «Уходи отсюда, отправляйся туда». Авраам не знал, куда идет; так же и мы.
Может быть, это плохо, но я не страдаю ностальгией по земной родине. Я тоскую по Раю, по Царству Небесному. Забываю о Конго, забываю о Греции. Так и чернокожие жители Америки, Ямайки, Гаити — у них есть все, что нужно для тоски по Раю. Проще простого было бы уловить всю эту рыбку в Божью сеть, но для этого необходимо идти к ним с проповедью. Так же было и с евангельской женщиной-самарянкой у колодца. Христос сказал: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться отцу,» а «в Духе и Истине».
— Что, по-Вашему, мир не знает об Африке, в чем меньше всего понимает ее?
— Вы задали вопрос, по которому я планирую написать целую книгу. Она уже вся у меня в голове. Начинаться она будет с рассказа об одном человеке, греке, истинном миссионере — о. Афанасии Анфидесе. В шестидесятых годах он уехал в Африку проповедовать Христа. Пробыл он там недолго, но успел узнать об Африке главное, понять ее сущность. Возвратившись в Грецию, он познакомился с греческими миссионерами, отправлявшимися в Африку. Он спросил их: «Куда вы едете?» — «Едем обращать в христианство африканцев». Рассмеявшись, он сказал им: «Это вы, вы сами станете там христианами, потому что не успеете произнести и слова, глядь — а африканцы уже усвоили сказанное. Они уже христиане. Они живут по-христиански: в любви, смирении и послушании. Через несколько лет вся Африка будет православной. Я еду в Индию, к индусам и мусульманам с их миллионом богов». И он, оставив Африку, отправился в Индию. Это начало моей новой книги. И эту истину об Африке грекам весьма нелестно слышать.
Еще хочу сказать не об Африке, а о всех нас. Все, что мы делаем, должно годиться для Рая. Будучи мирянином, я старался очень много служить людям, почти не уделяя при этом внимания даже собственной семье. Всегда несся куда-то на помощь другим, что, конечно, печалило мою жену. Я ей напоминал, что мы помогаем другим, а Господь, видя это, поможет нам. Когда я принял сан, к нам приехал в гости один прозорливый священник и сказал мне: «Люби больше Бога и больше Ему служи». Но ведь я всегда любил Бога. Мне казалось, что служа людям я тем самым служу Богу, но в конечном счете обнаружил, что не в этом заключалась воля Божия. Его воля в том, чтобы мы прежде всего служили именно Ему. Поэтому, обращаясь к Богу, всегда нужно говорить: «Да будет воля Твоя».
Все и везде теперь рассуждают о глобализме, о едином мире. И сторонники, и противники этого процесса приводят свои доводы, как истинные, так и ложные, но будущее ни тем, ни другим не известно. У нас, христиан, всемирное единение происходит через вкушение от Чаши Христовой, приобщение Его Тела и Крови.
Первые христиане продавали свое имущество и жили все вместе, сообща. Это было подлинное единство, но на уровне отношений между народами этого добиться нельзя, поскольку мы все эгоисты. И лишь Христос может изменить в нас эту основополагающую направленность. Все должно строиться на нем.
Свидетели Иеговы иногда говорят: «Продавайте свое имущество и давайте собираться вместе, как первые христиане, ибо 'вскоре будем восхищены в теле на небо' «. Это тоже одна из форм глобализации, ложная. Истинное единство — в братстве, но своими усилиями его не достигнуть, потому что мы все разные. Его нам может дать только Христос. Что же касается земных вождей и правительств, христиане не могут считать это своим делом. Мы знаем, что истинная жизнь не там, и что начнется она с пришествием Господа.
Христиане, братья, живите так, как велят пророчества. Христос грядет!
Перевод с английского Инны Беловой
Журнал «Road to Emmaus»
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=247&did=1704