Православие.Ru | Василий Омелин | 23.08.2005 |
Памятник А.С.Пушкину на фоне Страстного монастыря |
Создание памятника имело длинную историю: он строился на средства русского народа, которые в течение многих лет собирали по всей России. В 1871 году был образован специальный комитет по сооружению монумента, занимавшийся сбором пожертвований и проведением конкурса проектов. В его состав вошли представители первых выпусков Царскосельского лицея: барон М.А. Корф, адмирал Ф.Ф. Матюшкин, академик Я.К. Грот и другие — всего семь человек под председательством попечителя Лицея принца Петра Георгиевича Ольденбургского. Конкурс проходил в три этапа: в 1873, 1874 и 1875 годах. На первый «тур» свои варианты памятника представили практически все видные российские скульпторы, в том числе академик А.М. Опекушин, чьи работы уже были известны в стране.
Однако заявленные проекты не удовлетворили ни взыскательное жюри, ни широкую общественность. Публика решила (и не безосновательно), что ни один из них не воплощает тот образ Пушкина, который складывается как из реальной жизни поэта, так и из его творчества. Первый проект памятника, предложенный художником Л. Бахманом и скульптором Н. Лаврецким еще до начала конкурса, представлял собой скалу, на вершине которой стоял Пушкин. Перед ним находились две небольшие, почти детские фигуры. Стоящему впереди отроку Александр Сергеевич протягивал свое перо, а другой юноша, олицетворявший русский народ, прижимал к груди книгу стихов поэта. Справа находилась муза, указывающая на лиру и лавровый венок у ног Пушкина. Внизу, у подножья скалы, а также в небольшом углублении наподобие грота располагались еще три фигуры, символизировавшие сказку, лирику и историческую поэзию. На первом конкурсе скульптор Н.С. Пименов изобразил поэта стоящим на скале со скрещенными руками в позе, напоминающей знаменитый портрет Пушкина кисти О. Кипренского. Немного ниже фигуры поэта находился летящий Гений, который держал в одной руке раскрытый свиток с текстом оды «Памятник», а в другой — венок. С обратной стороны скалы помещалась украшенная лавровой гирляндой доска, где перечислялись наиболее известные произведения поэта. Внизу стоял человек, вырубающий на скале надпись: «Пушкину — Россия», причем черты его лица напоминали облик самого скульптора. Чуть выше восседали еще несколько фигур с атрибутами искусств в руках. С трех сторон памятник должны были окружать фонтаны. Очевидно, что в этих работах излишнее внимание было уделено аллегориям, которые лишь поверхностно иллюстрируют деятельность поэта, но не раскрывают его личность.
Что же касается Александра Михайловича Опекушина, которому суждено было стать победителем заключительного конкурса и автором памятника, стоящего сейчас на Пушкинской площади, то его первоначальные проекты отличались от других предложений более детализированной и выразительной лепкой, но, по существу, строились все на том же аллегорическом принципе (это объясняется общими тенденциями в искусстве того времени). Одна из его работ представляла собой следующее: Пушкин в необычно длинном одеянии с гордо скрещенными на груди руками стоит на вершине четырехгранной пирамиды в окружении героев его произведений — «Бориса Годунова», «Сказки о рыбаке и рыбке», «Полтавы».
Итогом конкурса стало то, что никто из претендентов не получил первой премии. Поощрительные же премии достались А.М. Опекушину, П.П. Забелло, Е.М. Ильенко, И.Н. Шредеру и А.Р. Боку.
Перед следующим конкурсом, который должен был состояться в 1874 году, Опекушин вновь погрузился в работу. Он создавал множество моделей, но никак не мог остановиться на углубленной разработке одной из них. Журнал «Гражданин» писал о его моделях: «Все же, к сожалению, им недостает одного — строгости стиля». Тем не менее, жюри премировало на равных основаниях Опекушина и Забелло, которым предстояло вступить в борьбу на финальном конкурсе. Однако, в 1875 году неожиданно для всех на заключительный конкурс свои работы представили И.Н. Шредер и М.М. Антокольский. В проекте Шредера Пушкин стоял на многоступенчатом пьедестале в подчеркнуто театральной, «вдохновенной» позе с гусиным пером в руке. На пьедестале, украшенном барельефами, помещались многочисленные герои произведений поэта. Проект Антокольского представлял собой скалу, на вершине которой была установлена скамейка. На ней в задумчиво-грустной позе, склонив голову, сидел Пушкин. К нему вела вырубленная в скале лестница, по которой неровным строем к поэту поднималась вереница его героев — Гринев, старик-рыбак, Русалка, Борис Годунов, Мазепа и другие персонажи. Критика отнеслась довольно прохладно к предложениям Шредера и Антокольского.
Тем временем Опекушин был уже близко к решению, которое воплотилось в его окончательном варианте памятника. Жюри присудило ему первую премию и скульптору оставалось лишь довести свой замысел до совершенства.
Бронзовую статую отливали в Петербурге на заводе англичанина Кохуна. Опекушин совместно с архитектором И. Богомоловым разработали модель постамента, бронзовые детали его отделки и чугунные фонари, окружающие памятник.
6 июня 1880 года при огромном стечении народа памятник Пушкину был открыт.
На выставке в Музее Пушкина представлены экспонаты, иллюстрирующие историю создания монумента. Это и проекты разных скульпторов, и всевозможные документы, относящиеся к возведению памятника. Также здесь можно увидеть зарисовки, сделанные на церемонии его открытия. Интересно собрание фотографий, на которых запечатлен памятник в разные эпохи: во время строительства здания «Известий» в 30-е годы, во время Отечественной войны на фоне висящего в воздухе аэростата. Многие снимки сделаны еще когда памятник стоял в начале Тверского бульвара лицом к Страстному монастырю, снесенному при советской власти.
Среди экспонатов выставки макеты памятников Пушкину современных авторов, установленные в российских городах, в частности, это работы О. Комова.
Выставка будет работать до 1 сентября 2005 года по адресу: ул. Пречистенка, дом 12/2, Государственный музей А. С. Пушкина.